Уплотнение асфальтобетонных покрытий
Уплотнение горячих и теплых асфальтобетонных смесей
5.66. Асфальтобетонные смеси следует уплотнять гладковальцовыми самоходными катками, преимущественно: двухосными двухвальцовыми весом 6 т (легкого типа); двухосными двухвальцовыми и трехосными трехвальцовыми весом 8 – 18 т (тяжелого типа); самоходными катками на пневматических шинах весом 16 и 30 т или виброкатками весом 4 и 8 т.
5.67. Состав звена катков необходимо назначать в зависимости от производительности АБЗ, а также от площади уплотнения покрытия за смену и типа смеси. В среднем при производительности завода 30 – 35 т/ч для уплотнения покрытия до нормируемой плотности рекомендуется звено из трех катков: один легкий и два тяжелых. Примерная площадь укатки покрытия за смену таким звеном для смесей типов А и Б – 2700 – 3000 м2, типов В и Д – 2500 – 2700 м2 и типа Г – 1500 – 2000 м2.
5.68. При большей производительности завода число катков в звене необходимо увеличить до четырех.
Следует иметь в виду, что на узкой полосе покрытия (3,5 – 3,75 м) не могут одновременно работать более трех-четырех катков. В этом случае для уплотнения смесей типов А, Б и Г эффективнее самоходные катки на пневматических шинах при работе на повышенной скорости.
Весной и осенью звенья следует комплектовать только из тяжелых катков.
При уплотнении смесей типов А и Б, а также нижнего слоя из пористого асфальтобетона легкий каток в звене целесообразно заменить тяжелым.
Общее рекомендуемое количество проходов моторных катков с гладкими вальцами по одному следу в зависимости от состава смеси и погодных условий составит: легких 2 – 4, тяжелых 15 – 18. Число проходов следует устанавливать пробной укаткой.
При ручной укладке число проходов катков увеличивают на 20 – 30 %.
5.69. Катки вибрационного действия рекомендуются взамен вальцовых катков статического действия для уплотнения верхнего слоя из асфальтобетонных смесей типов А, Б, Г и нижнего слоя асфальтобетонных покрытий. При этом первые два-три прохода по одному следу виброкаток делает с выключенным вибратором, затем три-четыре с включенным. После виброкатков необходимо дополнительное уплотнение тяжелым моторным катком (6 – 10 проходов по одному следу). Увеличивать число проходов виброкатков по одному следу не рекомендуется во избежание возможного разуплотнения смеси.
5.70. Самоходными катками на пневматических шинах рекомендуется уплотнять покрытия из смесей всех типов. Важнейшими преимуществами этих катков являются: большая глубина уплотнения, возможность регулирования контактного давления и высокая производительность. При устройстве покрытий с шероховатой поверхностью они обеспечивают большую шероховатость и снижают дробимость щебня.
Порядок уплотнения катками на пневматических шинах:
а) предварительное уплотнение катком с гладкими вальцами (2 – 3 прохода), затем катком на пневматических шинах (8 – 10 проходов), окончательное уплотнение тяжелым вальцовым катком (2 – 4 прохода);
б) уплотнение катком на пневматических шинах (10 – 12 проходов) и окончательное уплотнение тяжелым вальцовым катком (преимущественно щебенистых смесей).
5.71. Катки должны двигаться по уплотняемому покрытию от краев полосы к середине, а затем от середины к краям, перекрывая каждый след на 20 – 30 см. При уплотнении первой полосы необходимо следить за тем, чтобы вальцы катка не приближались более чем на 10 см к кромке, обращенной к оси дороги. Первые проходы при уплотнении второй полосы необходимо выполнять по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой. При наезде на свежеуложенную полосу каток должен двигаться ведущими вальцами вперед.
Для обеспечения ровности покрытия в процессе уплотнения необходимо, чтобы каток трогался или изменял направление движения плавно, без рывков. Запрещается останавливать каток на горячем недоуплотненном асфальтобетонном покрытии. Если остановка необходима, каток следует вывести на ранее уплотненные и остывшие участки покрытия.
Не разрешается заправлять катки топливом и смазочными материалами на асфальтобетонных покрытиях.
5.72. Уплотнение покрытий из горячей асфальтобетонной смеси необходимо начинать с той максимально возможной температуры (табл. 5.6), при которой не образуются деформации от укатки, что позволит увеличить время эффективного уплотнения и при меньших затратах работы катков достигнуть более высокой плотности и механической прочности асфальтобетона.
При использовании ПАВ температура смесей может быть снижена на 10 – 20 °С.
При применении битумов марок БНД 40/60, БНД 60/90, БН 60/90, БНД 90/130 и БН 90/130 нецелесообразно уплотнять смесь, имеющую температуру ниже 60 – 70 °С.
5.73. Теплые асфальтобетонные смеси целесообразно уплотнять при температуре не ниже 60 – 80 °С (в зависимости от вязкости битума).