Классификация подвижного состава

Классификация подвижного состава
Автомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.
К грузовому подвижному составу относятся:
грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы;
К пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы;
К специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ (пожарные автомобили, автолавки, автоклубы, автокраны, уборочные автомобили и т.п.);
В свою очередь, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности, а в зависимости от устройства кузовов и от других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и на специализированный.
Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов (платформа с бортами) и используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких, без тары.
К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки грузов определенных видов (автомобили-самосвалы, фургоны, цистерны, цементовозы, панелевозы и т.п.).
Автомобилями-тягачами называются автомобили, предназначенные для постоянной работы с прицепами или полуприцепами; они подразделяются на седельные автомобили-тягачи для работы с полуприцепами и автомобили-тягачи для работы с прицепами. Автомобиль-тягач в сцепке с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом.
Пассажирские автомобили в зависимости от вместимости, конструкции и назначения разделяют на:
легковые (вместимостью, включая и водителя, до 7 человек);
автобусы (вместимостью 8 человек и более);
Легковые автомобили подразделяются по рабочему, объему цилиндров двигателя на следующие основные классы:
Класс автомобиля                                   Рабочий объем цилиндров двигателя, л
Особо малый                   до 1,2 («Запорожцы» ЗАЗ-968, 968А, «Таврия», «Ока»).
Малый                              от 1, 2 до 1,8 (ВАЗ-2101, 2102, 21011 и др. модели «Жигулей», «Москвич-2136, 2138. 2140,2137», «Москвич-412» и т.д.).
Средний от                      1,8 до 3,5 (ГАЗ-24 и ГАЗ-2402 «Волга», ГАЗ-3102, ГАЗ-2410)
Большой свыше               3,5 (ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка»)
Высшего                           не регламентируется (ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и пр.)
Пассажирские автобусы подразделяются по длине, определяющей в зависимости от принятой планировки вместимость, на следующие основные классы:
Класс автобуса                                        Габаритная длина, м
Особо малый                                           до 5,0
Малый                                                      от 6,0 до 7,5
Средний                                                   от 8,0 до 9,6
Большой                                                   от 10,5 до 12,0
Особо большой (сочлененный)             от 16,5 и более
По назначению автобусы подразделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения, междугородные, туристские и экскурсионные.
По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях различают дорожный автомобильный подвижной состав обычной проходимости, предназначенный для работы в основном по благоустроенным дорогам, и повышенной проходимости – для систематической работы по неблагоприятным дорогам и в отдельных случаях – по бездорожью.
Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес условно обозначают колесной формулой, где первая цифра означает число колес автомобиля, а вторая – число ведущих колес.
Например.
Автомобильный подвижный состав обычной проходимости (ГАЗ-53, колесная формула 4×2, МАЗ-503А, колесная формула 4×2);
Автомобильный повышенной проходимости (ЗИЛ-131, колесная формула 6×6, «Урал-375», колесная формула 6×6, ГАЗ-66, колесная формула 4×4 и т.д.).
По роду потребляемого топлива автомобили разделяют на карбюраторные, дизельные, газогенераторные, газобаллонные и т.д. Знание классификации подвижного состава автомобильного транспорта позволит иметь достаточное представление о составе парка машин и грамотно ориентироваться в работе при эксплуатации транспортных средств.
Примечание. В последующих разделах методических рекомендаций «автомобильная техника», «автотранспортные средства», «автомобили», «машины» и т.д. подразумевается подвижный состав автомобильного транспорта.

Cхожі записи

Без категорії

admin

Architect PhD Oleg Prokopenko, Kyiv in Ukraine, +38 063 6087812

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *