Организация нормирования и снижения расхода топлива для приготовления асфальтобетонной смеси и контроля его использования
5.1. Нормы расхода топлива должны разрабатываться по единой методике с учетом номенклатуры асфальтобетонных смесей и видов работ.
При нормировании расхода топлива необходимо учитывать условия производства и планы организационно-технических мероприятий, предусматривающие рациональное и эффективное использование топлива. Нормы систематически пересматриваются с учетом планируемого технического прогресса производства, достигнутых наиболее экономичных показателей использования топливно-энергетических ресурсов, изменения технологии или состава оборудования.
Нормы призваны способствовать максимальной мобилизации внутренних резервов экономии топлива, выполнению плановых заданий и достижению высоких экономических и производственных результатов.
5.2. Организация нормирования расхода топлива заключается в следующем:
разрабатывают методику нормирования расхода топлива для приготовления асфальтобетонной смеси и доводят ее до сведения непосредственных исполнителей; разрабатывают нормы расхода топлива;
проводят анализ и обеспечивают контроль за выполнением установленных норм расхода топлива, заданий по среднему снижению его расхода;
разрабатывают и выполняют план организационно-технических мероприятий, направленных на снижение расхода топлива;
контролируют сроки выполнения плана организационно-технических мероприятий и заданий по среднему снижению расхода топлива на планируемый период.
5.3. Документы по нормированию расхода топлива разрабатываются и утверждаются в соответствии с \”Основными положениями по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве\”, их систематически пересматривают и совершенствуют с учетом изменения технологии, состава оборудования и организации производства.
5.4. Нормы расхода топлива на приготовление асфальтобетонной смеси можно разрабатывать на основании настоящих \”Методических рекомендаций\”.
5.5. Контроль за выполнением норм расхода топлива для приготовления асфальтобетонных смесей должен осуществляться с помощью весовых приборов, расходомеров, счетчиков, тепломеров и др., которые устанавливаются в соответствии с правилами их технической эксплуатации. Все крупные агрегаты (сушильные барабаны, битумонагревательные установки) следует снабжать приборами для индивидуального учета расхода топлива.
5.6. Необходимо добиваться исключения попадания влаги в топливо при его доставке, разгрузке и хранении.
5.7. Следует стремиться к максимальному снижению потерь жидкого топлива при погрузочно-разгрузочных операциях, транспортировании и хранении, строго соблюдая правила устройства складов жидкого топлива, правила его приема и выдачи; превышение норм потерь недопустимо (табл. 2 приложения).
5.8. Топливо должно соответствовать конструктивным особенностям топок и форсунок.
5.9. Для максимального увеличения полноты сгорания топлива желательно применять более совершенные форсунки; необходимо тщательно фильтровать топливо; нагревать топливо перед сжиганием до оптимальной температуры (табл. 3 приложения); применять автоматическую регулировку для поддержания оптимального соответствия количества топлива и воздуха в процессе горения.
5.10. Чтобы добиться оптимального значения коэффициента избытка воздуха (γ = 1,3), необходимо исключить неконтролируемый приток атмосферного воздуха в сушильный барабан путем применения более совершенного уплотнения его с загрузочной и выгрузочной коробками и проведения ряда других мероприятий.
5.11. Необходимо проводить своевременную чистку и регулировку форсунок, а также применять приборы автоматического контроля и регулирования процесса горения топлива.
5.12. Следует применять автоматическую стабилизацию температуры в процессе нагрева минеральных материалов и битума.
5.13. Необходимо применять тепловую изоляцию топок и сушильного барабана.
5.14. Для контроля расхода топлива в процессе работы битумонагревательного оборудования и сушильных барабанов необходимо устанавливать специальные приборы.
5.15. Надлежит добиваться снижения всех видов потерь тепла и повышения кпд оборудования.
5.16. Необходимо стремиться к максимальному снижению исходной влажности минеральных материалов и битума.
Чтобы исключить попадание влаги в битум, не следует допускать открытого его хранения и транспортирования.
В целях снижения влажности минеральных материалов необходимо размещать асфальтобетонные заводы на сухих, хорошо обдуваемых и освещенных солнцем площадках. В дождливое время следует закрывать штабели материалов водонепроницаемой пленкой. Если под штабелем имеются разгрузочные люки, их необходимо слегка открывать, с тем чтобы исключить просыпание материалов, но дать возможность стоку воды. На стадии проектирования площадок под штабели необходимо предусматривать дренажи (конструкция их может быть различной, в зависимости от способов забора материалов).
5.17. На объектах, которые можно подключить к магистральным газопроводам, вместо жидкого надлежит применять газовое топливо.
5.18. Следует непрерывно повышать квалификацию обслуживающего персонала.
5.19. В целях более действенного внедрения организационно-технических мероприятий следует предусматривать материальное поощрение обслуживающего персонала за экономию топлива.
5.20. Следует шире информировать о достижениях и обмениваться опытом внедрения организационно-технических мероприятий по экономии топлива.
5.21. Необходимо постоянно контролировать проведение организационно-технических мероприятий и оценивать их эффективность.