Сооружения автотранспортной службы
2.18. Автопавильоны предназначены для укрытия пассажиров автобусных сообщений от дождя, снега, солнца, ветра на остановочных пунктах пригородного и междугородного автобусного сообщения и представляют собой холодное (неотапливаемое) строение. По виду стеновых ограждений павильоны подразделяются на открытые, полузакрытые и закрытые. Вместимость павильонов до 25 чел.
2.19. Пассажирские автостанции предназначены для обслуживания пассажиров автобусных сообщений на конечных и узловых остановочных пупках междугородних и пригородных автобусных маршрутов. Выбор места расположения автостанций определяется пассажиропотоками, а в населенных пунктах также с учетом пассажирских маршрутов в пределах поселка, города.
Пассажирская автостанция должна иметь здание в блоке с перроном для посадки и высадки пассажиров, а также площадки для стоянки автобусов и легковых автомобилей и проезды для прибытия и отправления автобусов. В здании автостанция предусматриваются зал ожидания, кассы, диспетчерская, буфет, телефон, санузел. Вместимость автостанции от 25 до 100 чел.
2.20. Автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров междугородных автобусных сообщений на конечных и крупных узловых пунктах автобусных маршрутов в городах. При необходимости на автовокзалах организуется обслуживание также и пригородных сообщений.
Автовокзалы представляют собой комплекс, состоящий из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров и площадкой отстоя автобусов, привокзальной площади с подъездами и стоянками городского транспорта. Вместимость автовокзала 100 чел. и более.
Автовокзалы сооружаются преимущественно в городах и не входят в систему обустройства автомобильных дорог общего пользования.
2.21. Мотели (автогостиницы) предназначены для предоставления отдыха и питания в комфортабельных условиях автотуристам и водителям автомобилей и представляют собой комплекс, состоящий из гостиницы специальной планировки, столовой (ресторана), открытой и закрытой стоянок автомобилей. Вместимость мотелей от 50 мест и более.
2.22. Предприятия общественного питания, как самостоятельные объекты, в систему обустройства автомобильных дорог общего пользования не входят. Однако при сооружении тех или иных комплексов автотранспортной и дорожной служб, в которых не предусматривается помещений для предприятий общественного питания, последние включаются в общий комплекс сооружений для обеспечения нормального обслуживания проезжающих в соответствии с рекомендациями пп. 3.4 и 5.4.
2.23. Остановочные площадки устраиваются на автомобильных дорогах, предназначенных для дальних сообщений и на туристических маршрутах. Основное назначение остановочных площадок – обеспечение отдыха водителей и пассажиров и удобства осмотра естественных, исторических и других местных достопримечательностей. Устройство остановочных площадок способствует повышению безопасности движения как за счет создания более благоприятных условий работы водителя, так и за счет возможности убрать автомобиль с дороги на время остановки.
По функциональному назначению остановочные площадки подразделяются на: площадки длительного отдыха, площадки кратковременного отдыха, площадки-стоянки автомобилей (у столовых магазинов, АЭС, ГАИ и т.п.). Каждая остановочная площадка должна быть оборудована подъездом с полосами торможения и разгона.
Подробные рекомендации по проектированию площадок и их оборудованию приведены в «Рекомендациях по проектированию сооружении для обслуживания движения на автомобильных дорогах», составленных МАДИ.
2.24. Площадки длительного отдыха служат для остановки вне дорожной полосы в основном, легковых автомобилей и отдыха их водителей и пассажиров. Зона этих площадок отдыха должна быть возможно лучше изолирована от шума и выхлопных газов проходящих по дороге автомобилей.
Каждая площадка должна иметь: место стоянки автомобилей по возможности с эстакадой или смотровой ямой; туалеты; пешеходные дорожки; зону отдыха, оборудованную навесами, столами, скамейками, местами для разведения костров или установки переносных газовых плиток; обеспечение питьевой водой; щиты с изображением прилегающих дорожных маршрутов, близлежащих пунктов дорожного сервиса, достопримечательных мест и т.п. Зоны отдыха рекомендуется разделять растительностью на отдельные небольшие площадки для «семейных» групп.
На площадках повышенной вместимости должен быть предусмотрен в зависимости от обстановки пункт питания (кафе, буфет) или передвижные ларьки на время туристского сезона. На площадках отдыха рекомендуется устраивать детские уголки с целью исключения возможности появления детей в зоне движения автомобилей.
2.25. Площадки кратковременного отдыха устраиваются на перегонах для остановок в основном грузовых автомобилей, представляя водителям периодическую возможность короткой разрядки напряжения в длительном рейсе, осмотра автомобилей, пользования туалетом. Эти площадки используются также для автомобилей, остановленных по неисправности, возникшей в пути. Они включают в себя подъезды, площадку для стоянки автомобилей, туалеты.
2.26. У мест, привлекающих водителей и пассажиров (магазины, рынки, гостиницы, пункты питания, музеи, памятные места и др.), устраиваются площадки для стоянки автомобилей. Они состоят из подъездов и оборудованной площадки с устойчивым покрытием и разметкой для раздельного размещения грузовых и легковых автомобилей.
2.27. Грузовые автостанции предназначены для сбора, приемки, хранения н отправки грузов в междугородном сообщении, а также обеспечивают отдых водительского состава, технический осмотр и мелкий ремонт транспортных средств.
Грузовые автостанции представляют собой комплекс, состоящий из складских и служебно-бытовых помещений, погрузочно-разгрузочных устройств и площадок для размещения автомобилей, тягачей, прицепов и контейнеров, пунктов осмотра и мелкого ремонта подвижного состава и диспетчерской службы.