Грузовые перевозки
3.1. Источниками сведений об объемах и направлениях грузовых автомобильных перевозок служат:
специальные бланки, рассылаемые во все грузообразующие точки и подлежащие заполнению по форме № 3 обязательного приложения 1;
выписки из планов перевозок грузов по предприятиям и организациям областей, составляемые автохозяйствами на основании заявок грузоотправителей и договоров на перевозку грузов с учетом применяемых нормативов;
материалы статистической отчетности о работе автомобильного транспорта (форма № 1 статистической отчетности \”Автотранспорт\”);
показатели объема валовой продукции промышленности, сельского хозяйства, а также объема строительства, товарооборота торговли, объема оказываемых услуг предприятиями и организациями сферы обслуживания, численности населения всех корреспондирующих пунктов.
По материалам статистического учета автотранспортных предприятий можно получить данные о наличии и работе грузового автомобильного транспорта и себестоимости грузовых автомобильных перевозок, а также данные о распределении перевозок, выполненных автомобильным транспортом общего пользования по грузоотправителям и по родам грузов (уголь, нефтепродукты, руда, кирпич и т.д.) и данные о регулярных междугородних (централизованных) перевозках грузов по основным маршрутам и выполненном грузообороте.
3.2. Сведения об объемах, видах и направлениях перевозок необходимо собирать по каждой грузообразующей точке.
3.3. На все предприятия и в организации, включенные в список грузообразующих точек, рассылают запросы от имени Госплана республики, областного (краевого) исполнительного комитета Совета народных депутатов (см. рекомендуемое приложение 2), в которых кратко излагают задачи экономических изысканий и предлагают представить сведения обо всех автомобильных перевозках в районе изысканий за отчетный год и на перспективные сроки.
3.4. При группировке и анализе сведений о направлении и объемах перевозок грузов необходимо учитывать повторные перевозки (например, вывоз сельскохозяйственной продукции с полей на базы кратковременного хранения, а затем их транспортировку в торговую сеть или на перерабатывающие предприятия), исключая при этом дублирование уже учтенных перевозок и транспортных связей.
Группировку и учет грузов, подлежащих перевозке автомобильным транспортом, следует осуществлять, как правило, по принципу \”вывоза\”. Принимать во внимание перевозки, учтенные по категории \”ввоза\”, следует лишь в случаях, когда данные по категории \”вывоз\” получить невозможно.
3.5. Для характеристики объемов грузовых перевозок и определения интенсивности движения автомобилей с учетом грузоподъемности подвижного состава необходимо установить структуру грузовых перевозок по определенной номенклатуре, отражающей отраслевую принадлежность, способ перевозки или виды отправок.
3.6. По отраслевому признаку грузы подразделяют на следующие группы:
А – промышленные;
Б – сельскохозяйственные;
В – лесопромышленные;
Г – строительные;
Д – торговые и прочие.
3.7. По способу перевозки различают грузы: навалочные (сыпучие и прочие), наливные, скоропортящиеся, длинномерные и негабаритные; тарные, в контейнерах; по видам отправок (подсортировки): повагонные, мелкопартионные, контейнерные.
3.8. При группировке сведений о перевозках грузов и транспортных связях отнесение того или иного груза к определенной группе производят по группировочному признаку предприятия или организации, осуществляющих вывоз груза (например, овощи, вывозимые из совхоза на заготовительные базы, должны быть отнесены к группе сельскохозяйственных грузов, а овощи, вывозимые с торговых баз в розничную сеть, должны быть отнесены к группе торговых).
3.9. При определении перспективных объемов перевозок грузов промышленности рекомендуется использовать нормативы автоперевозок относительно объемов производства за отчетный год, экстраполируя их на перспективу с учетом улучшения технологических и эксплуатационных показателей автотранспорта.
3.10. Отчетные данные о перевозках грузов в сельском хозяйстве следует получать из годовых отчетов колхозов и совхозов в органах ЦСУ. В расчет следует принимать, как правило, вывоз товарной части всей сельскохозяйственной продукции, а в отдельных случаях – всей продукции, удобрений, тары и т.п.
Данные о перспективных объемах перевозок грузов сельского хозяйства и для сельского хозяйства следует получать в областных (республиканских) сельскохозяйственных и плановых органах, используя одновременно материалы имеющихся районных планировок. В случае отсутствия данных о перспективах перевозок указанных грузов следует производить ориентировочные расчеты и балансовые прикидки.
3.11. Товарную продукцию полеводства по каждой культуре определяют, вычитая из валовой продукции продукцию, реализуемую на месте.
В хозяйствах, специализирующихся на технических культурах (хлопке, сахарной свекле и др.), товарная продукция, как правило, соответствует валовой продукции.
В животноводстве валовую продукцию определяют по продуктивности скота исходя из его перспективной численности.
3.12. Перспективную потребность колхозов и совхозов в автомобильных перевозках следует определять исходя из перспектив увеличения посевных площадей, поголовья скота, численности населения, из планов строительства жилых зданий и производственных сооружений, а также с учетом возможного изменения видов выращиваемых сельскохозяйственных культур, которое может возникнуть в результате строительства автомобильной дороги и привести к значительному изменению объемов перевозимых грузов.
3.13. К учитываемым перевозкам грузов лесной промышленности относят внехозяйственные перевозки, осуществляемые лесхозами, леспромхозами и их отделениями.
Следует предусматривать возможное в перспективе перебазирование некоторых грузообразующих течек лесной промышленности.
3.14. Сведения о перевозках строительных грузов (их объемах и направлениях) получают в соответствующих плановых органах и строительных организациях.
Перевозки строительных грузов учитывают при расстоянии возки более 2 км (вне пределов строительной площадки).
При отсутствии данных, характеризующих объемы перевозок строительных грузов в настоящее время и на расчетные сроки, их следует рассчитывать на основе нормативов расхода строительных материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительства или строительно-монтажных работ отдельно для промышленного, сельского и гражданского строительства в соответствии с намеченными объемами капитальных вложений.
3.15. Перевозки торговых грузов следует рассчитывать по данным центральных и областных органов государственной и кооперативной торговли. Отчетные данные об объемах и направлениях перевозок грузов торговой сети необходимо получать из годовых отчетов о товарообороте. Перевод стоимостных показателей в массовые производят путем вычисления средневзвешенной стоимости одной тонны продовольственных и промышленных товаров или исходя из норматива этой стоимости.
3.16. Объем перспективных перевозок торговых грузов определяют из запланированного объема розничного товарооборота на расчетный период. При этом учитывают возможные изменения в размещении пунктов вывоза потребительских грузов в торговую и снабженческую сеть.
По сфере обслуживания населения материалы собирают в целом по району изысканий в разрезе административных районов. Сведения включают данные о количестве предприятий и организаций, объеме оказываемых услуг.
3.17. При выявлении объемов грузовых перевозок следует предусматривать возможность перераспределения перевозок отдельных категорий грузов между видами транспорта.
С целью установить возможные размеры перевозок, переключаемых с железнодорожного или водного транспорта на автомобильный, в управлениях (отделениях) железных дорог, пароходствах необходимо получить данные об объемах перевозок в районе изысканий, осуществляемых на расстояние до 300 км. Повагонные короткопробежные перевозки могут быть рассчитаны по заявкам грузоотправителей, подаваемым в управления (отделения) железных дорог.
При наличии в районе изысканий большого количества железнодорожных станций, портов и пристаней со значительным грузооборотом по прибытию и отправлению к определению размеров короткопробежных перевозок следует привлекать станции механизированного учета, которые, как правило, проводят эту работу на базе статистической отчетности.
3.18. Сведения о короткопробежных железнодорожных перевозках должны содержать:
пункт отправления;
пункт назначения;
схему перевозки с учетом наличия подъездных железнодорожных путей. (Схемы могут быть: ПП-МЖД-ПП, А-МЖД-ПП, А-МЖД-А, где МЖД – перевозка по магистральной железной дороге; ПП – по подъездному пути; А – автомобильным транспортом);
указание отправителя и получателя;
наименование, род и массу груза;
расстояние перевозки и направление (груженое или порожнее).
При определении объемов короткопробежных железнодорожных перевозок по заявкам отправителей, в случае отсутствия подробных данных о массе перевозимого груза, ее определяют на основании утвержденных МПС технических норм загрузки вагонов.
3.19. Расчет объемов короткопробежных перевозок производят по укрупненным группам грузов в зависимости от их характера и рациональной дальности перевозки автомобильным транспортом по сравнению с железнодорожным и водным.
3.20. Перспективные объемы перевозок короткопробежных грузов следует устанавливать на основании анализа существующих перевозок и имеющихся плановых и проектных разработок по развитию соответствующих отраслей народного хозяйства, с учетом перспектив развития транспортной сети района изысканий.
3.21. Объем перевозок грузов, передаваемых с железнодорожного транспорта на автомобильный в связи с закрытием малодеятельных железнодорожных станций, и сроки их передачи необходимо устанавливать по согласованию с управлениями железных дорог.
3.22. Целесообразность переключения железнодорожных перевозок на автомобильный транспорт дол ж н а быть подтверждена расчетом.
3.23. Сбор материалов о грузовых перевозках завершают подведением итогов и вычислением объемов перевозок; полученные данные согласовывают с местными плановыми органами. Общие итоги за отчетный год следует сопоставить с данными транспортной статистики в республиканских, областных (краевых) статистических управлениях.