Перевозка грузов или буксировка плотов в определенных
направлениях или назначением в определенные порты (пристани) может
быть запрещена начальником пароходства или органа управления
речного транспорта при Совете Министров союзной республики в
случае явлений стихийного характера или происшествий, вызвавших
перерыв движения, с немедленным уведомлением министра речного
флота или соответственно начальника управления речного транспорта
при Совете Министров союзной республики, которые устанавливают
срок действия этого запрещения.
При чрезмерном скоплении судов и грузов в том или ином порту
или пристани в связи с несвоевременной разгрузкой судов и вывозом
грузов другим видом транспорта или грузополучателями, если
вследствие этого создается угроза нарушения нормальной работы
данного порта (пристани) перевалки или назначения, начальник
пароходства может приостановить погрузку грузов назначением в
данный порт (пристань) на срок не более двух суток. Приостановка
погрузки при чрезмерном скоплении судов и грузов на срок более
двух суток, но не более чем на пять суток, может производиться
лишь с разрешения министра речного флота, а на срок свыше пяти
суток – с разрешения Совета Министров . О приостановлении или
ограничении погрузки грузов начальники пароходств уведомляют
заинтересованные предприятия и организации (отправителей грузов) в
установленном порядке.
64. При сдаче груза отправителем и приеме его пароходством к
перевозке обязательно должен быть определен и указан в накладной
его вес.
Вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом
общего веса сдаваемого груза, исходя из веса, указанного на
грузовых местах, или из стандартного веса грузовых мест.
Вес отдельных грузов (минерально-строительные материалы,
автомобили, живность, лесоматериалы, дрова и т. п.) может
определяться расчетным путем – по обмеру, по осадке судна или по
условному весу.
Опасные, негабаритные, тяжеловесные и другие специфические
грузы, по установленному Министерством речного флота списку,
принимаются к перевозке по весу, объявленному отправителем.
Взвешивание грузов производится на вагонных, автомобильных,
товарных, элеваторных или автоматических весах.
На вагонных и автоматических весах взвешиваются грузы,
перевозимые насыпью, навалом, а также грузы, взвешивание которых
на товарных весах невозможно или нецелесообразно.
Проверка веса или объема груза в пунктах назначения
производится тем же способом, которым вес или объем определен в
пункте отправления.
65. Груз, погрузка которого производится со склада порта или
пристани, взвешивается последним.
Вес груза, отправляемого с причалов, складов и погрузочных
пунктов необщего пользования, а также общего пользования, но не
находящихся в ведении пароходств, определяется грузоотправителем.
Определение веса груза расчетным путем – по обмеру или
условно во всех случаях производится грузоотправителем. О таком
способе определения веса грузоотправитель обязан указать в
накладной. Пароходство имеет право проверить правильность
определения грузоотправителем веса груза.
Тарные или штучные (без упаковки) грузы, вес которых
указывается на каждом грузовом месте, а также грузовые места
стандартного размера и веса при приеме к перевозке не
взвешиваются.
Общий вес таких грузов определяется и указывается в накладной
грузоотправителем исходя из стандартного веса или веса, указанного
на грузовых местах.
Грузы в контейнерах принимаются пароходствами к перевозке за
весом и пломбами грузоотправителей.
Домашние вещи в контейнерах перевозятся за пломбами
пароходства.
66. При приеме к перевозке и сдаче грузополучателем зерновых
хлебных грузов, соли и нефтеналивных грузов применяются следующие
правила:
а) зерновые хлебные грузы подлежат обязательному взвешиванию
при погрузке и выгрузке.
Вес зерновых хлебных грузов при погрузке в суда определяется
весовщиком грузоотправителя при участии приемосдатчика (весовщика)
порта или пристани и указывается в накладной за их подписями.
Взвешивание зерновых хлебных грузов производится: при
перевозке в таре – на товарных или автомобильных весах, при
перевозке насыпью – на элеваторных, автоматических или товарных
весах, а в пунктах перевалки – на вагонных весах.
Трюмы судов, загруженные зерновыми хлебными грузами,
опломбировываются пломбами отправителя и порта или пристани
отправления;
б) соль принимается к перевозке со взвешиванием на весах
грузоотправителя. При отсутствии весов на причале грузоотправителя
соль принимается к перевозке по весу, определяемому по осадке
судна.
При сдаче соли торгующим организациям, помимо проверки веса
по осадке судна, вес сдаваемой партии соли уточняется на весах
грузополучателя.
За выявленную в пункте назначения разницу в весе соли,
определенном в пункте отправления без взвешивания, при отсутствии
разницы в осадке судна в пунктах отправления и назначения
ответственность перед грузополучателем несет грузоотправитель;
в) нефтеналивные грузы принимаются к перевозке и сдаются
грузополучателям по замерам береговых резервуаров или мерников,
имеющих калибровочные таблицы, утвержденные в установленном
порядке.
При длине трубопровода от береговых резервуаров и мерников до
судна более двух километров, при неисправности трубопроводов и
нефтехранилищ, а также при отсутствии на береговых нефтехранилищах
надлежаще оформленных и утвержденных калибровочных таблиц
количество нефтеналивного груза при погрузке и выгрузке
определяется по замерам судна, имеющего утвержденные пароходством
грузовые таблицы и замерные стандартные метроштоки.
По замерам судна определяется также вес нефтегрузов,
заливаемых в суда из береговых ям.
(пункт 66 в редакции постановления
Совета Министров от 18.04.59 г. N 420)
67. Грузоотправитель обязан одновременно с предъявлением
груза представить пароходству накладную. Накладная подписывается
грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути его следования и
выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом.
На основании накладной порт или пристань отправления
составляет дорожную ведомость, которая также следует вместе с
грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у
пароходства.
Форма накладной и правила ее заполнения устанавливаются
Министерством речного флота.
В удостоверение приема груза к перевозке грузоотправителю
выдается квитанция.
Дата приема груза к перевозке удостоверяется календарным
штемпелем порта или пристани отправления на накладной, квитанции и
дорожной ведомости.
Накладные и квитанции составляются на имя определенных
грузополучателей.
68. Перевозка боеприпасов, взрывчатых, ядовитых и других
опасных грузов производится по особым правилам.
Опасный груз, сданный к перевозке под неправильным
наименованием, а также груз, при приемке которого пароходство не
могло путем наружного осмотра удостовериться в его опасных
свойствах, может быть во всякое время выгружен в любом пункте за
счет грузоотправителя, а при невозможности выгрузки в случае
необходимости уничтожен или обезврежен без возмещения его
стоимости.
Плата за перевозку такого груза не возвращается. Если же
плата при отправлении груза не была внесена, грузоотправитель
обязан внести ее полностью, а также возместить пароходству все
понесенные в связи с этим расходы.
69. Грузоотправитель должен одновременно с накладной передать
пароходству все документы, требуемые санитарными, таможенными,
карантинными и иными Правилами.
70. Пароходства принимают к перевозке отдельные грузы с
объявленной ценностью.
Объявленная ценность не должна превышать действительной
стоимости груза. В случае разногласия между грузоотправителем и
пароходством стоимость груза определяется экспертизой, о чем
составляется акт.
Перечень грузов, объявление ценности которых является
обязательным, а также грузов, объявление ценности которых не
допускается, устанавливается Правилами.
71. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения от утраты и
порчи при перевозке, должны предъявляться в исправной таре,
соответствующей стандартам и техническим условиям, а грузы, на
тару и упаковку которых стандартов и технических условий не
установлено, – в исправной таре, обеспечивающей их полную
сохранность при перевозке и перевалке.
Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами, могут
приниматься к перевозке и в нестандартной таре, но обеспечивающей
сохранность груза при перевозке.
(пункт 71 в редакции постановления
Совета Министров от 07.01.85 г. N 13)
72. Грузы, предъявляемые к перевозке в таре или отдельными
местами (поштучно), должны быть замаркированы грузоотправителем
(отправительская маркировка), а в соответствующих случаях и
пароходством (транспортная маркировка). Порядок маркировки
устанавливается Правилами.
73. К накладной на груз, влажность которого при перевозке
изменяется (сахар, мука, зерно всех видов, рыба сушеная, вяленая,
куреная и др.), грузоотправитель должен приложить удостоверение о
качестве с указанием в нем процента влажности груза.
В удостоверении о качестве хлебных грузов, перевозимых
насыпью, кроме процента влажности, должен быть указан процент
сорности.
Представление удостоверений о качестве сельскохозяйственных
продуктов, предъявляемых к перевозке совхозами, колхозами,
колхозниками и органами потребительской кооперации, необязательно.
74. Загруженные трюмы судов, в том числе рефрижераторных и
наливных, должны быть опломбированы:
а) пломбами пароходства, – когда груз взвешен и погружен
средствами пароходства;
б) пломбами грузоотправителя, – когда груз погружен и вес
определен средствами грузоотправителя.
Типы и грузоподъемность нефтеналивных судов, подлежащих
обязательному пломбированию, устанавливаются Министерством речного
флота по согласованию с Министерством нефтяной промышленности
.
Рыба и рыбопродукты, мясо и мясопродукты, сахар, животные
жиры, молоко, сыр, брынза, молочные консервы и растительное масло,
загружаемые в трюмы судов у причалов и складов грузоотправителей,
взвешиваются весовщиком грузоотправителя в присутствии
приемосдатчика (весовщика) пароходства, а трюмы судов, загруженные
этими грузами, пломбируются пломбами грузоотправителя и
пароходства.
При перевозке масла сливочного, маргарина фасованного, сыра
плавленного фасованного, консервов в жестяной и стеклянной таре,
рыбы охлажденной, переложенной льдом, рыбного филе мороженого,
сахара-рафинада в пачках, упакованных в жесткую тару (ящики,
коробы, бочки), со стандартным весом нетто, мешков с
сахаром-песком со стандартным весом, а рыбы охлажденной,
переложенной льдом, – с весом, указанным предприятием на грузовых
местах, взвешивание не производится.
(пункт 74 в редакции постановления
Совета Министров от 12.09.59 г. N 1063)
75. Перечень грузов, допускаемых к перевозке в трюмах судов
без пломб, и порядок пломбирования трюмов судов и контейнеров
устанавливаются Правилами.
76. Грузы принимаются к перевозке грузовой скоростью или
большой скоростью с оплатой последней по повышенному тарифу.
Для обеспечения перевозок и ускорения доставки грузов,
принятых к перевозке большой скоростью, пароходства организуют
перевозки этих грузов на грузовых самоходных и грузопассажирских
судах, а также на грузовых несамоходных судах за специальной тягой
с повышенными скоростями.
Грузоотправитель определяет и указывает в накладной скорость
перевозки. Если же перевозка данного груза допускается только
определенной скоростью, грузоотправитель должен указать в
накладной только эту скорость.
77. Пароходства обязаны развивать перевозки грузов мелкими
партиями в контейнерах, обеспечивающих возможность погрузки,
выгрузки этих грузов при помощи кранов и значительного сокращения
стоянок судов под погрузкой, разгрузкой.
78. Пароходства осуществляют транспортно-экспедиционное
обслуживание предприятий, организаций и отдельных лиц,
пользующихся внутренним водным транспортом.
Для этой цели в пароходствах с разрешения Министерства
речного флота могут быть организованы в установленном порядке
транспортно-экспедиционные конторы и городские агентства.
79. Министерство речного флота устанавливает технические
нормы загрузки судов исходя из необходимости максимального
использования грузоподъемности и грузовместимости судов с учетом
рациональных методов подготовки грузов к перевозке (прессовка,
тарирование, разборка по узлам и т. п.) и размещения их в судне.
Грузоотправители обязаны загружать суда не ниже технических
норм, для чего до погрузки следует привести груз в состояние,
соответствующее условиям перевозки и обеспечивающее полное
использование грузоподъемности или грузовместимости судна.
Грузы, для которых технические нормы загрузки судов не
установлены, должны грузиться до полной грузоподъемности или
грузовместимости судов.
Пароходство при обнаружении недогруза судна в месте погрузки
имеет право потребовать догрузки судна, если грузоотправителем
была подана заявка на соответствующее количество груза. Простой
судна в этом случае оплачивается грузоотправителем.
При подаче под погрузку неисправного судна и при
невозможности по этой причине или в связи с падением глубин
загрузить судно до полной грузоподъемности, что оформляется
соответствующим актом, плата за перевозку взыскивается из расчета
фактического количества погруженного груза.
80. Суда должны подаваться под погрузку в чистом виде и в
состоянии, пригодном для перевозки данного груза, а по окончании
разгрузки, производимой средствами грузополучателя, должны быть им
очищены, а в необходимых случаях, по требованию пароходства,
вымыты и подвергнуты дегазации, дезинсекции и дезинфекции.
Дегазация, дезинсекция, дезинфекция, а также очистка судов
могут производиться пароходствами по договору с грузополучателем.
Время, затраченное судами на дегазацию, дезинсекцию или
дезинфекцию, оплачивается по ставкам тарифа на аренду судов.
Зачистка судов после выгрузки грузов мелкими партиями на
причалах портов и пристаней производится средствами пароходства и
за его счет.
Нефтеналивные суда после разгрузки зачищаются только в том
случае, если они предназначаются для перевозки в следующем рейсе
других нефтепродуктов или наливных грузов. Порядок и условия
зачистки этих судов устанавливаются в договорах.
81. Погрузка в суда должна производиться с соблюдением
технических условий и правил погрузки, размещения и крепления
грузов.
Наблюдение за правильностью погрузки и выгрузки, размещением
и сепарацией грузов в судне лежит на обязанности администрации
судна или порта (пристани) отправления.
В случае невыполнения указаний администрации судна или порта
пристани), касающихся производства грузовых работ, составляется
акт, и работы приостанавливаются, со взысканием с грузоотправителя
или грузополучателя штрафа за простой судна по этой причине.
82. Необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов
материалы и приспособления (прокладки, проволока, трос, гвозди,
брезент, веревки, козлы, стойки, щитовые ограждения, временное
оборудование для перевозки живности, спецгрузов и т. п.)
предоставляются (по нормам, установленным Правилами),
устанавливаются и снимаются средствами грузоотправителей и
грузополучателей.
Об установленных приспособлениях и о материалах, следующих с
грузом, грузоотправитель может указать в накладной.
При отправлении груза с перевалками, за исключением грузов,
упакованных в ящики и мешки, грузоотправитель обязан передать
пароходству сепарационный, прокладочный и крепежный материал для
оборудования судов и вагонов в пунктах перевалки по нормам,
устанавливаемым Министерством речного флота по согласованию с
министерствами-грузоотправителями.
Все приспособления и материалы грузоотправителя, включенные в
накладную, перевозятся как груз и выдаются в порту или пристани
назначения грузополучателю вместе с грузом, за вычетом потерь,
вызываемых перевалками.
83. Средствами пароходств производятся погрузка и выгрузка на
причалах общего пользования, находящихся в ведении пароходств.
На пристанях, где нет грузовых причалов общего пользования,
находящихся в ведении пароходств, а также на остановочных пунктах
средствами пароходств производится погрузка и выгрузка грузов,
перевозимых на грузопассажирских судах.
В тех случаях, когда завоз грузов в порты (пристани) и вывоз
их из портов (пристаней) Министерства речного флота производятся
автомобильным транспортом общего пользования, погрузо-разгрузочные
работы на причалах общего пользования производятся средствами
пароходства.
84. Средствами грузоотправителей и грузополучателей погрузка
и выгрузка производятся:
а) на причалах необщего пользования, на пристанских участках
общего пользования, находящихся в ведении соответствующих
исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся, а также на
пристанях, где нет грузовых причалов общего пользования,
находящихся в ведении пароходств, и на остановочных пунктах;
б) при частичной выгрузке из одного судна в другое или на
берег, если эта работа вызывается невозможностью подхода к
причалам необщего пользования из-за недостаточных глубин или по
другим причинам, зависящим от грузоотправителя или
грузополучателя.
Налив в суда и слив из судов нефтегрузов на причалах необщего
пользования производятся пароходствами по особым соглашениям с
грузоотправителями или грузополучателями.
85. Погрузка и разгрузка судов, в том числе налив и слив
нефтегрузов, производятся круглосуточно.
Нормы погрузки и разгрузки судов Министерства речного флота и
правила применения этих норм устанавливаются Министерством речного
флота.
Нормы погрузки и разгрузки судов, находящихся в ведении
управлений речного транспорта при Советах Министров союзных
республик, устанавливаются этими управлениями.
Нормы погрузки и разгрузки судов на механизированных причалах
необщего пользования устанавливаются по согласованию пароходств и
органов управлений речного транспорта при Советах Министров
союзных республик с грузоотправителями и грузополучателями и
утверждаются соответственно Министерством речного флота или
управлением речного транспорта при Совете Министров союзной
республики.