ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ МАШИН, ДОПУСКАЕМЫХ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
3.1. К эксплуатации допускаются комплектные и исправные машины и оборудование, имеющие соответствующие технико-эксплуатационные характеристики, обеспечивающие безопасное выполнение работ с установленной точностью и производительностью при расходах топлива, смазочных материалов, рабочей жидкости, других материалов и электроэнергии, не превышающих нормативные.
3.2. Запрещается использовать машины при наличии у них следующих неисправностей:
двигателя внутреннего сгорания – затруднен пуск или неустойчива его работа; стук в подшипниках коленчатого вала; утечка топлива, масла и охлаждающей жидкости, понижение давления в системе смазки ниже значения, указанного в инструкции завода-изготовителя; повышение температуры сверх установленной при нормативных условиях эксплуатации; утечки газов в соединениях системы выпуска или неисправности глушителя; повышенное содержание окиси углерода в отработанных газах; перебои в работе топливной аппаратуры; повышенный расход топлива или масел;
трансмиссии – пробуксовывание муфты сцепления; самовключение или самовыключение передач в коробке передач; затрудненное включение и выключение передач и муфты сцепления; увеличенные зазоры в шарнирах и подшипниках промежуточных опор карданной передачи, деформация и трещины карданных валов; повышенный шум; вибрация и нагрев механизмов; подтекание масел;
рамы – трещины в деталях, повреждение сварных швов, ослабление креплений составных частей машин на раме;
ходовой части – повреждение и наличие трещин в ведущих и направляющих колесах и опорных катках гусеничного хода; отсутствие башмаков гусеничного полотна; ослабление крепления рессор, пружин и других деталей подвески; недостаточное или чрезмерное натяжение гусеничного полотна; несоответствие размеров шин допустимой для них нагрузке; несоответствие номинальному значению давления в шинах; предельный износ протектора шин; повреждение и расслоение бортов шин; разница в износе протекторов на сдвоенных колесах; ненадежное крепление колес к ступицам, повреждение и неправильная установка бортовых колен;
тормозной системы – снижение эффективности действия или заедание тормозов; повышенное усилие для включения и выключения; неравномерное действие тормозных механизмов колес; отсутствие эффективного действия рабочего (ножного) тормоза при однократном нажатии на педаль; неисправность стопорного устройства рычага стояночного тормоза; нарушение регулировок тормозов и фрикционов, при которых значительно увеличивается ход тормозного рычага или педали; предельный износ фрикционных накладок; утечки жидкости или воздуха из тормозной системы; попадание воздуха в гидропривод тормозной системы; неисправность компрессора (насоса) или системы регулирования давления в пневматическом (гидравлическом) приводе тормозной системы;
системы управления – наличие люфта рулевого колеса, не соответствующего инструкции завода-изготовителя; тугой ход и заедание рулевого управления; ослабление крепления или повреждение рулевого колеса, колонки и картера рулевого механизма; повреждения гидравлического усилителя рулевого управления; неисправные и плохо закрепленные детали и соединения рулевого привода, балки переднего моста, поперечины и рычагов независимой передней подвески; увеличенный люфт в шарнирах рулевых тяг и шкворневых соединениях; нарушение нормальных углов установки передних колес и регулировки подшипников ступиц; самопроизвольное включение и выключение поворота машины на гусеничном ходу; увеличенное усилие на рычагах и педалях управления;
гидравлической системы – утечки рабочей жидкости; понижение давления в системе против номинального; повышенный нагрев рабочей жидкости, насосов и гидромоторов; предельное состояние фильтров рабочей жидкости;
электропривода и освещения – повышенный нагрев подшипников, искрение на кольцах и щетках, шум генераторов и электродвигателей; неправильная и неотрегулированная установка фар; невключение отдельных светильников, их самопроизвольное включение или выключение; несоответствие мощности ламп светильников их номинальной мощности;
кабины и кузова – самопроизвольное открывание дверей; закрывание и открывание дверей кабины с увеличенным усилием; ненадежное крепление капота; плохо различимые надписи цифр и букв государственного номерного знака, инвентарного номера, опознавательной надписи и эмблемы;
рабочего места машиниста – нарушения работы системы вентиляции и отопления, герметичности кабины, приводящие к повышению содержания окиси углерода выше предельно допустимой концентрации; наличие повреждений и дефектов ветрового стекла; неустойчивое положение сиденья, неисправности контрольных приборов;
рабочего оборудования – затупление режущих кромок рабочих органов; наличие трещин, неисправности ножей или отсутствие отдельных зубьев, неустойчивое положение и ненадежное крепление рабочих органов.
3.3. Машины на базе автомобильных шасси, допускаемые к использованию, не должны иметь неисправностей, перечисленных в п. 3.2 настоящих Указаний и в Правилах дорожного движения. Машины, подлежащие контролю органами Госпроматомнадзора и Главгосэнергонадзора, допускаемые к использованию, не должны иметь неисправностей, перечисленных в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей.
3.4. При эксплуатации машин, кроме выполнения требований настоящих Указаний, обязательно выполнение требований Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.