ПРИЧИНЫ ПЕРЕРАСХОДА И ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО ЭКОНОМИИ ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Экономия горючего достигается за счет предотвращения потерь при заправке баков машин, а также в результате технически грамотной эксплуатации материальной части и высокого мастерства вождения машин.
Экономия возможна только на исправной и правильно отрегулированной машине.
1. Потери горючего и масел при заправке машин могут быть в результате пролива, утечки и ухудшения качества нефтепродуктов из-за обводнения или загрязнения, поэтому нужно строго соблюдать правила заправки машин горючим.
При наличии механизированной заправки применять ведра, канистры и другой подобный инвентарь для заправки не следует, так как при этом неизбежны проливы, загрязнение и обводнение нефтепродуктов.
Перед заправкой машин горючим и маслом нужно убедиться в исправности заправляемых систем (баков, картеров).
Шприцовку узлов трения следует проводить после работы машины, пока эти узлы не остыли.
Для заправки машин должны применяться горючее и масла только предусмотренных сортов. Причем их качественные показатели должны соответствовать ГОСТу или техническим условиям на данный продукт.
Запрещается:
применять горючее не по назначению;
наливать горючее и масла в грязную, неисправную или не имеющую плотных и надежных пробок тару;
смешивать горючее, масла и смазки различных сортов при заправке или сливе из баков и картеров машин.
2. Основным фактором, оказывающим влияние на расход горючего, является техническое состояние машины:
при увеличении пропускной способности главного жиклера карбюратора на 10 % (против наивыгоднейшего режима) расход бензина автомобилем увеличивается на 5-7 %;
неисправность экономайзера, сопровождающаяся подачей дополнительного количества бензина, повышает расход его на 10-15 %;
неплотная посадка игольчатого клапана увеличивает расход бензина на 6-8 %;
нагар в камере сгорания и накипь в системе охлаждения увеличивают расход горючего на 5-7 %;
при неправильной установке угла опережения подачи топлива в дизельных двигателях непроизводительный расход топлива может достигать 15-20 %;
если не работает одна форсунка, перерасход топлива может составлять для различных двигателей 8-25 %;
если не работает одна свеча у четырехцилиндрового двигателя, перерасход бензина достигает 15-25 %, а если не работают две свечи – до 60 %.
Для того чтобы получить экономию дизельного топлива, следует периодически контролировать и при необходимости регулировать угол опережения подачи топлива, равномерность подачи топлива по цилиндрам, давление впрыска и распыл топлива, а также минимально устойчивые и максимально допустимые обороты.
Очень важным обстоятельством, влияющим на расход горючего, является легкость хода автомобиля. При появлении в силовой передаче или ходовой части дополнительных сопротивлений увеличивается расход горючего. И, наоборот, – хороший выбег свидетельствует об исправности агрегатов и механизмов шасси, позволяет экономить горючее.
Несвоевременная смазка подшипников опорных катков и шарнирных соединений тяг управления, неправильная регулировка механизмов силовой передачи, вызывает значительный расход мощности двигателя на преодоление трения в этих механизмах и узлах, а это приводит к повышенному расходу топлива гусеничными машинами.
По мере износа двигателя экономичность его начинает снижаться, однако даже машины, имеющие большой пробег, при тщательной регулировке агрегатов и узлов могут давать экономию горючего.
3. На расход масла влияют техническое состояние двигателя и условия эксплуатации машины. На новом обкатанном двигателе расход масла минимальный. Но по мере износа поршневых колец и поршневых канавок, подшипников и шеек коленчатого вала расход масла увеличивается. Сокращается срок службы масла из-за несвоевременной промывки или замены фильтрующего элемента. Нарушение нормального теплового режима двигателя приводит к перерасходу масла. При этом происходит преждевременное ухудшение качества масла.
С увеличением числа оборотов коленчатого вала расход масла возрастает, поэтому необходимо стремиться водить машины на повышенных передачах при оптимальных оборотах коленчатого вала двигателя.
Если в двигатель залито масло выше уровня, то, кроме прямого перерасхода масла, происходит интенсивное ухудшение его качества вследствие быстрого нагарообразования.
Если в двигатель залито недостаточно масла, трущиеся детали быстрее изнашиваются, а масло быстрее загрязняется.
Необходимо следить за герметичностью всех узлов, содержащих масло. При обнаружении утечки масла нужно установить причину и принять меры к восстановлению герметичности.
4. В целях экономии горючего и масел при эксплуатации автомобилей необходимо:
систематически регулировать тормоза и схождение передних колес, а также поддерживать нормальное давление в шинах;
периодически удалять нагар из камер сгорания, нагар и смолистые отложения из трубопроводов и глушителя, а также накипь из системы охлаждения;
поддерживать нормальный тепловой режим двигателя, особенно в осенне-зимний период;
пользоваться средствами, облегчающими пуск двигателя при низких температурах;
постоянно контролировать работу маслоочистителей;
поддерживать нормальную работу топливной аппаратуры;
своевременно сменять масло в двигателе и смазку в силовой передаче и подшипниках колес.
При техническом обслуживании автомобилей с карбюраторными двигателями следует проверить:
правильность установки угла опережения зажигания;
исправность поплавка карбюратора, плотность прилегания запорной иглы к седлу клапана и уровень топлива в поплавковой камере;
чистоту контактов прерывателя-распределителя и величину зазоров между ними;
состояние изоляции электропроводки;
легкость пуска двигателя и работу его при резком изменении числа оборотов коленчатого вала.
В дизельных двигателях проверять:
правильность установки угла подачи топлива;
исправность форсунок;
состояние центробежного регулятора ограничителя оборотов.
Важнейшим фактором экономии горючего является умелое вождение машин. Овладение техникой вождения позволяет водителю экономить до 20-25 % горючего.
В понятие «техника вождения» входит умение водителя выбирать нужную скорость движения в различных погодных и дорожных условиях, поддерживать наиболее выгодный тепловой режим двигателя, своевременно обнаруживать и устранять в пути возникшие неисправности.