Основные виды, правила и положения геодезического управления работой строительных машин
6.1.1. Комплекс геодезических работ при строительстве сооружений, обеспечивающий установку и перемещение рабочих органов строительных машин в пространстве в соответствии с заданным проектным положением, относится к геодезическому управлению работой строительных или монтажных машин. Различают ручное, полуавтоматизированное и автоматизированное геодезическое управление. Оно может обеспечивать одновременную работу как одной, так и нескольких машин.
6.1.2. Геодезическое управление работой машин выполняется на каждом заданном проектном участке отдельно специальной геодезической службой строительства.
6.1.3. Ручное геодезическое управление предусматривает установку на местности различных приборов, отдельных устройств или специальных знаков в такое положение, при котором водитель механизма с их помощью в течение всей работы непрерывно видит заданное (проектное) положение рабочего органа своей машины и в соответствии с ним проводит все строительные работы.
6.1.4. При полуавтоматическом геодезическом управлении перемещение рабочего органа механизма вдоль установленною геодезистами заданного положения частично осуществляется специальными автоматическими устройствами, а частично – водителем механизма.
6.1.5. При автоматическом режиме работы рабочие органы строительных механизмов двигаются автоматически по заданному геодезистами направлению.
6.1.6. Геодезическое управление машинами должно обеспечивать комплексную механизацию строительного производства при одновременной работе целой группы специализированных высокопроизводительных машин в наиболее эффективном режиме. Работа каждой строительной машины в таких комплексах должна выполняться качественно в соответствии с ее мощностью и расчетной производительностью.
6.1.7. В настоящее время существует несколько систем геодезического управления работой строительных машин: система непрерывного визуального управления плановым и высотным положениями рабочих органов машин относительно проектных геометрических параметров сооружения; система управления, в которой вдоль натянутой копирной струны, установленных рельс форм, бортового камня, лазерного или светового луча (плоскости), задающих необходимое направление и высоту, перемещается датчик, преобразующий в электрические сигналы отклонения рабочих органов машин от проектной поверхности; системы дистанционного управления с применением визирного луча геодезического прибора и управления строительными машинами по предварительно рассчитанным координатам с автоматическим введением поправок в положение механизмов при отклонении их рабочих органов от заданной траектории.
6.1.8. При геодезическом управлении работой землеройных машин обычно используют системы непрерывного визуального слежения и наклонной или горизонтальной лазерной (световой) плоскости. Значительно реже используется система дистанционного управления визирным лучом геодезического прибора. При планировке корыта и устройстве слоев дорожной одежды следует использовать системы геодезического управления через различные копирные механические или лазерные устройства.
6.1.9. Геодезическим управлением работой машин должно обеспечиваться непрерывное движение рабочих органов работающих механизмов вдоль заданного положения, при котором водители механизмов либо сами приводят их в заданное положение, либо наблюдают за правильностью работы следящей автоматизированной системы механизма, за соблюдением ею этого положения.
6.1.10. При строительстве проезжей части автомобильной дороги геодезическим управлением работой машин должна обеспечиваться заданная ровность корыта, слоев основания и покрытия, равномерность распределения строительных материалов в слоях дорожной одежды. Это определяет равнопрочность строительства дорожной одежды на всем протяжении дороги при наиболее экономном расходовании строительных материалов и достижении наибольшей ровности поверхности каждого слоя дорожной одежды и покрытия.