Инженерно-геологическое обследование

ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
79. При обследовании дороги изучаются грунтово-гидрогеологические условия, причем перед выездом в поле надлежит выбрать соответствующие данные из имеющегося проекта.
80. Грунтовые и гидрогеологические обследования существующего земляного полотна производятся путем заложения и описания шурфов и буровых скважин. Для уточнения границ грунтовых разностей, между основными шурфами закладываются мелкие шурфы (прикопки), глубиной от 0,5 до 1,0 м. Шурфы закладываются на обочине у бровок земляного полотна.
На участках с равнинным рельефом, при однородных и благоприятных грунтовых и гидрогеологических условиях, количество основных шурфов на 1 км дороги в среднем намечается 1 – 2 при глубине их до 2,0 м.
При высоте насыпи более 2 м закладываются буровые скважины.
На участках со сложными грунтовыми и гидрогеологическими условиями количество выработок и их глубина назначаются в зависимости от необходимости выявления грунтовых вод или других неблагоприятных факторов.
Количество образцов, предназначенных для лабораторных испытаний грунтов, должно быть достаточным для исчерпывающей характеристики грунтовых условий.
В лаборатории определяется гранулометрический состав и пластичность, плотность грунтов земляного полотна (методом стандартного уплотнения), естественная влажность, а для значительных по протяжению характерных участков – определяется модуль деформации грунта.
В то же время не следует допускать взятия лишних образцов в пределах однородных по грунтовым условиям участков.
После производства описания и отбора образцов, выработки должны быть тщательно засыпаны с трамбованием.
В журнале обследования грунтов обязательно отмечаются границы участка, характеризуемого данной геологической выработкой.
В тех случаях, когда грунтовый профиль составляется по оси существующей дороги, необходимо увязать в высотном отношении данные грунтового обследования с данными по промерам дорожной одежды, для чего устья выработок должны быть занивелированы.
81. При обследовании грунтов существующего земляного полотна необходимо иметь в виду возможное различие грунтов полотна и придорожной полосы, так как земляное полотно могло быть отсыпано из привозных грунтов.
Обследование грунтов придорожной полосы производится путем тщательного осмотра и описания грунтов в откосах выемок и резервов, а также путем заложения в необходимых случаях шурфов, прикопок или буровых скважин.
Особое внимание обращается на установление уровня и режима грунтовых вод в весенний период.
82. Особое внимание уделяется обследованию склонов, пересекаемых реконструируемой дорогой, характеризующихся наличием мест, опасных в отношении обвалов, осыпей, селевых потоков, снежных лавин и пр. Должны быть изысканы пути (варианты) обхода таких неблагоприятных мест путем прокладки трассы по новому направлению и приняты меры для тщательного обследования, руководствуясь «Инструкцией по инженерно-геологическим обследованиям при изысканиях автомобильных дорог» Союздорпроекта.
83. Для участков дороги, где намечается выполнение значительных объемов земляных работ, и для подсыпки обочин в пределах населенных пунктов, болот, косогорных участков в горной местности и др., где закладка боковых резервов невозможна, производятся поиски и обследование притрассовых или внетрассовых сосредоточенных резервов.
В результате этих поисков устанавливаются места заложения резервов, производится съемка площадок под резервы, определяется род и строительная категория грунта, берутся образцы грунтов для производства необходимых лабораторных анализов и выполняются необходимые согласования. Все перечисленные данные оформляются в виде паспорта резерва.
84. Обследование существующих насыпей на болотах производится с целью определения устойчивости земляного полотна дороги и установления видов работ по реконструкции земляного полотна (выторфовывание, устройство берм, подъемка земляного полотна и т.п.).
85. В результате обследования существующих насыпей на болотах устанавливаются: состояние земляного полотна, грунты насыпи, степень погружения насыпи в торф и ее конфигурация, плотность торфов под насыпью и вне насыпи, крутизна уклона дна болота, влажность и степень разложенности торфов, категория болота, характер минерального дна, наличие под насыпью движения воды.
По данным службы эксплуатации дороги обязательно устанавливается – закончилась или не закончилась осадка насыпи. Непосредственными наблюдениями устанавливается наличие колебаний при проходе автомобилей.
86. Обследование земляного полотна на болотах производится путем заложения буровых и зондировочных скважин на поперечниках, разбиваемых через 50 – 100 м нормально к трассе.
На земляном полотне дороги закладываются буровые скважины – обычно диаметром 115/127 мм. На придорожной части болота закладываются зондировочные скважины.
Количество буровых и зондировочных скважин зависит от глубины болота и конфигурации его дна. При горизонтальном или слабо наклонном дне и глубине болота до 4 – 5 м достаточно 6 скважин, располагаемых следующим образом: 2 скважины на бровках полотна, 2 скважины у подошвы и 2 зондировочные скважины вправо и влево, на расстоянии 20 м от оси существующей дороги. На характерных поперечниках, кроме того, закладывается буровая скважина по оси дороги.
После производства бурения, скважины по бровке дороги должны быть тщательно заделаны.
Устья скважин должны быть занивелированы с целью составления на поперечниках дороги геологических разрезов.
87. Углубление буровых скважин в минеральное дно болота производится на глубину не менее 0,50 м, а для контрольных скважин – на глубину до 2,0 м с целью установления наличия или отсутствия погребенных торфов.
88. Для подробного научения физико-механических свойств торфов, находящихся под насыпью и подстилающих их грунтов минерального дна, из шурфов или буровых скважин отбираются образцы торфов с ненарушенной структурой – монолиты. Из скважин берутся образцы минеральных грунтов – с нарушенной структурой. Монолиты берутся для характерных разновидностей торфа.

Cхожі записи

Без категорії

admin

Architect PhD Oleg Prokopenko, Kyiv in Ukraine, +38 063 6087812

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *