Фуникулёр — транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе.
Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.
Существует несколько типов фуникулёров.
Наиболее распространена схема фуникулёра с двумя немоторными вагонами, жёстко соединёнными канатом, перекинутым через шкив. В такой схеме шкив и двигатель, вращающий его, расположены на верхней станции фуникулёра. Двигатель приводит в движение перекинутый через шкив и уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого жёстко закреплены вагоны. Вагоны, таким образом, разъезжаются в середине линии. Такая схема наиболее экономична — энергия тратится не на подъём и спуск самих вагонов, а фактически на перевозку разницы в весе двух по-разному наполненных пассажирами вагонов, а также на преодоление силы трения и на торможение. Примером является Киевский фуникулёр.
Существуют и другие схемы устройства фуникулёра. Например он может представлять собой вариант горной железной дороги, в которой кроме обычных гладких рельсов, по которым катится вагон, используются дополнительные зубчатые рельсы. В этом случае используют моторные вагоны, и зубчатое колесо привода такого вагона цепляется именно за зубья такого напоминающего гребёнку рельса. Такое техническое решение обеспечивает безопасный подъём или спуск вагона. Так, например, устроена достаточно протяжённая (4,27 км) горная дорога Pilatusbahn(нем.) в Швейцарии, по которой обычно курсирует до 9-10 вагонов, напоминающих по характеру своего движения трамваи.
Для фуникулёров типичными являются относительно короткие (чаще всего несколько сотен метров) трассы с очень крутым уклоном, достигающим в среднем 70 % (35°). Уклон на трассе обычно постоянен, но иногда незначительно варьируется на разных участках.
Рекордсменом по крутизне трассы является расположенный неподалёку от австралийского города Катумба горная дорога длиной 415 метров, так называемый Katoomba Scenic Railway(англ.) в районе Голубых гор, расположенных к западу от Сиднея. Уклон его трассы достигает 122 % (50,7°). Изначально эта дорога строилась для подъёма угля и сланца, добываемых на шахте, расположенной в закрытой горной котловине, но теперь она реконструирована и используется исключительно как туристический объект. Несколько вагонов этой дороги соединены в общий поезд, курсирующий по трассе вверх-вниз. Поскольку уклон этой дороги в процессе движения заметно меняется, то для безопасности все сидения выполнены в виде лавок расположенных друг за другом во всю ширину вагона. Ехать в этом поезде можно только сидя, лицом в направлении спуска, то есть спиной к горе, причём при движении своё место невозможно покинуть.
Фуникулёры обычно имеют только две станции (верхнюю и нижнюю). В этом случае вагон движется по трассе без остановки от начала до конца. При наличии у фуникулёра промежуточных станций остановка вагончика у промежуточной станции может быть предусмотрена графиком движения (Пражский фуникулёр) либо делаться по дополнительной заявке пассажиров (Карловарский фуникулёр «Диана»).
Вагоны фуникулёра проектируются индивидуально под каждую трассу, с учётом её крутизны. Таким образом, будучи поставлены на горизонтальную поверхность, они выглядели бы «скособоченными».
Фуникулёры довольно распространены в Европе (имеются в Париже, Барселоне, Бергене, Праге, Киеве и других городах). Линии фуникулёра, исполняя транспортную работу, одновременно часто становятся аттракционом, предметом внимания туристов.
Кармелит в Хайфе и Тюнель в Стамбуле, а также линия фуникулера между станциями Куробэ-Ко и Куробэ-Дайра (Куробэ, Япония) – части туристической линии Tateyama Kurobe Alpine Route, являются примерами фуникулёров с подземным размещением трасс. Израильский Кармелит из-за наличия промежуточных станций (их 4 − всего на трассе 6 станций) и достаточно большой протяжённости (2 км), часто называют метрополитеном.
Сравнение с другими видами транспорта
По устройству к фуникулёру близка канатная дорога или трамвай на канатной тяге (англ. cable car — «канатный вагон»; устоявшегося русского термина не существует). Отличия фуникулёра от рельсового трамвая следующие:
Линия фуникулёра прокладывается на коротком протяжении, как правило с бо́льшим постоянным уклоном, направленным в одну сторону на всём протяжении трассы.
Вагоны проектируются с учётом этого уклона и имеют постоянную ориентацию на линии (одна сторона нижняя, другая — верхняя).
Линии фуникулёра никогда не образуют сети, не разветвляются и не пересекаются.
Движение каната, приводящего вагоны в действие, реверсивное, направление меняется всякий раз, когда вагон или вагоны достигают конца линии.
Привод (двигатель) располагается на верхней станции, вагоны фуникулёра собственных двигателей не имеют.
По функции к фуникулёру близок эскалатор. Отличия фуникулёра от эскалатора следующие:
Фуникулёр является транспортом дискретного действия.
Фуникулёр имеет намного более низкую провозную способность.
Фуникулёр не имеет смысла использовать на очень малых подъёмах (перепад высот до 10 м).
На длинных линиях фуникулёр, наоборот, намного дешевле в сооружении и эксплуатации.
Существуют судоподъёмники, конструктивно устроенные по принципу фуникулёра, например судоподъёмник Сен-Луи — Арзвиллер (Франция).