Погрузочно-разгрузочные работы
4.1. Площадки для погрузочно-разгрузочных работ должны быть очищены, спланированы и иметь уклон не более 5°; площадки, рассчитанные на срок службы более года, должны иметь твердое покрытие (щебеночное, асфальтированное, бетонное).
В соответствующих местах необходимо установить надписи: \”Въезд\”, \”Выезд\”, \”Разворот\” и др.
В зимнее время погрузочно-разгрузочные площадки необходимо регулярно очищать от снега и льда, а также посыпать песком, золой или шлаком.
4.2. Погрузка, разгрузка и перемещение тяжелых и громоздких, а также опасных (взрывчатых, ядовитых и т.п.) грузов должны осуществляться под руководством специально выделенного лица из административно-технического персонала, который обязан следить за применением безопасных способов погрузки, разгрузки и транспортирования.
4.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом с помощью кранов, погрузчиков и других машин, а при незначительных объемах – с применением средств малой механизации.
4.4. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой более 50 кг с четким обозначением ее несмываемой краской, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м.
4.5. При погрузочно-разгрузочных и транспортных работах к строповке и расстроповке грузов, а также к такелажным работам допускаются рабочие, прошедшие соответствующее обучение и имеющие права на выполнение данных работ.
4.6. При транспортировке грузов следует:
а) соблюдать установленные нормы при подъеме и горизонтальном перемещении грузов в соответствии с пп. 4.4. и 4.6, г;
б) допускать подростков к переноске грузов только при условии, если эти операции связаны с выполнением ими основной работы по специальности и занимают не более 1/3 всего их рабочего времени;
в) перемещать баллоны только на специальных носилках или на тележках, а бутыли с кислотой или другими опасными жидкостями – в плетеных корзинах; подъем этих грузов на высоту производится в специальных контейнерах; запрещается их подъем вручную;
г) переносить материалы на носилках по горизонтальному пути только в исключительных случаях на расстояние не более 50 м.
Запрещается переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам.
Предельная норма переноски грузов вручную при ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:
10 кг – для подростков женского пола от 16 до 18 лет;
16 кг – для подростков мужского пола от 16 до 18 лет;
20 кг – для женщин старше 18 лет;
50 кг – для мужчин старше 18 лет.
4.7. Подростки моложе 16 лет к работам по перемещению тяжестей не допускаются.
4.8. При погрузочно-разгрузочных работах, а также при работах с применением грузоподъемных механизмов посторонним лицам присутствовать на месте работ запрещается.
4.9. Открывать борта автомобилей и освобождать грузы от увязочного материала следует только после предварительной проверки устойчивости уложенных на автомобиле грузов. В необходимых случаях следует произвести дополнительное временное крепление.
4.10. Правильность строповки грузов (оборудования, конструкций и др.) следует определить опытным путем – подъемом груза на небольшую высоту.
Расстроповка грузов допускается только после их закрепления и проверки устойчивости.
4.11. При погрузке и разгрузке труб, бревен и других грузов следует принимать меры против самопроизвольного скатывания их из штабелей или с транспортных средств. Для этого необходимо устанавливать упоры, укладывать прокладки, обвязывать грузы канатом, скреплять скобами (бревна) и т.п. Места производства данных работ должны быть ограждены.
4.12. При переноске вручную труб больших диаметров, профильного проката, рельсов и т.п. рабочие должны пользоваться специальными захватами (клещами). Переносить указанные материалы на ломах, металлических прутках, рукоятках лопат и т.п. не разрешается.
4.13. Погрузочно-разгрузочные операции с пылевидными материалами (цементом, известью, гипсом и др.) необходимо выполнять, как правило, механизированным способом. Ручные работы по разгрузке цемента при температуре 40 °С и более не допускаются. Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, респираторами и противопыльными очками.
4.14. При погрузке, разгрузке и переноске бутылей с кислотами, щелочами и другими токсическими веществами рабочие должны быть обеспечены индивидуальными защитными средствами (очками, фартуками, перчатками и специальной обувью). Перемещать такие бутыли следует, как правило, на специальных тележках или двум рабочим за ручки тары, в которую помещены бутыли (плетеные корзины, деревянные коробки). Переносить бутыли одному рабочему не разрешается.
4.15. Кантовать тяжелые штучные грузы, а также ящики с оборудованием необходимо с помощью специальных ломов (с лапами), катков или других приспособлений.
4.16. Погрузочно-разгрузочные работы круглых грузов (барабаны с кабелем, стальными канатами, бочки и др.) необходимо выполнять механизированным способом или использовать покаты и слеги при погрузке и разгрузке с платформ, автомобилей и т.п.; в этих случаях грузы нужно удерживать канатами с противоположной стороны от скольжения вниз; удерживать их руками не разрешается. Рабочие при этом должны находиться сбоку поднимаемого или опускаемого груза. Погрузка и разгрузка по наклонным слегам со страховкой тросом допускается при массе груза не более 1 т.
4.17. Для подъема, местной транспортировки и погрузки блоков щитов, трубных блоков, блоков датчиков на транспортные средства можно использовать кроме подъемных кранов автопогрузчики.
4.18. Для предотвращения падения блока при погрузке и местной транспортировке производят строповку блока к вертикальной части вилки автопогрузчика. Местную транспортировку щитовых блоков автопогрузчиком производят только на открытых площадках с ровным покрытием, причем блок поднимают над землей на высоту 300 – 400 мм, но не более 500 мм.
4.19. При погрузке и разгрузке блоков подъемными кранами всех типов должны соблюдаться следующие правила:
а) при погрузке блока в автомашину шофер и другие лица, обслуживающие автомобиль, не должны находиться в кабине или на подножках; шофер не должен также отходить от автомобиля до окончания погрузки;
б) запрещается осматривать или ремонтировать автомобиль при производстве погрузки или разгрузки блока;
в) подводка блока к кузову или съем его кранами долины производиться сбоку или сзади автомобиля; подноска и относка блока над кабиной шофера не разрешаются;
г) нахождение людей в кузове во время погрузки для направления блока не разрешается;
д) направление блока должно производиться рабочими, находящимися вне кузова, специально устроенными для этого шестами или криками;
е) при поднятии блока из кузова трос с захватным крюком должен опускаться на поднимаемый блок отвесно; не допускается зачаливать блок при наклонном тросе.
4.20. При перемещении блоков грузоподъемными механизмами необходимо пользоваться условной сигнализацией, которую обязаны знать все монтажники, крановщики и такелажники (приложение 8).
4.21. Принимать сигналы о необходимости перемещения крана или блока крановщик обязан только от бригадира или специально выделенного монтажника. Машинист крана и моторист лебедки должны быть осведомлены, чьим командам они подчиняются. Сигнал \”СТОП\” подается любым работником, заметившим опасность.
При монтаже вне поля зрения крановщика между ним и рабочими местами монтажников должна бить предусмотрена надежная связь.
4.22. При подъеме блоков запрещается:
а) поднимать блоки, масса которых превышает грузоподъемность крана или лебедки;
б) поднимать блоки, засыпанные землей, заложенные другими предметами, примерзшие к земле, привернутые болтами или влитые бетоном;
в) поднимать блоки, находящиеся в неустойчивом или неисправном контейнере;
г) поправлять ударами молотка или лома чалочные канаты (цепи) и загонять стропы в зев крюка;
д) удерживать руками или клещами соскальзывающие с блока при его подъеме чалочные канаты (цепи);
при соскальзывании канатов бригадир монтажников должен немедленно дать сигнал о спуске блока и лишь после спуска исправить его обвязку;
е) находиться на блоке во время его подъема;
ж) находиться под висячим блоком, а также в непосредственной близости от него;
з) оттягивать блок в косом направлении во время его подъема, перемещения и опускания;
и) освобождать краном или подъемным механизмом защемленные блоком канаты (цепи);
к) оставлять блок подвешенным на время перерыва в работе.
4.23. Перед подъемом и перемещением длинномерных трубных блоков необходимо убедиться в исправности подъемных и транспортах приспособлений (стрелы, тали, тросы, специальные тележки и т.п.).
4.24. Трубные блоки при перевозке автотранспортом следует укладывать на специальные приспособления, предохраняющие их от прогиба и падения.
4.25. При подъеме и опускании трубных блоков должны быть приняты все меры предосторожности, как и при монтаже длинномерных грузов.
4.26. При строповке во избежание соскальзывания петли или узла во время подъема или опускания трубного блока, а также для предохранения троса от истирания между стропой и трубами необходимо укладывать деревянные прокладки.
4.27. Расстроповка любых поднятых элементов трубных проводок допускается только после их укладки на постоянные опоры и надежного их закрепления.