Производство работ по герметизации специального вида соединения воздуховодов (с применением ленты «Герлен»)
1.27. В конструкциях бесфланцевых соединений воздуховодов с лентой «Герлен» прочность и жесткость стыков обеспечивается с помощью фиксирующих элементов, а плотность – с помощью герметизирующей ленты.
1.28. Фиксирующий элемент состоит из верхней и нижней планок, шпильки и гайки. К нижней планке приваривается шпилька. Металл воздуховодов помещается между нижней и верхней планками. При затягивании гайки иглоконусные выступы нижней пластины входят в отверстия верхней, прокалывая металл и осуществляя жесткое соединение воздуховодов. На воздуховоде по окружности устанавливаются три фиксатора под углом 120°. Чертеж конструкции иглоконусного фиксирующего элемента приведен в приложении 4.
1.29. Указанными фиксирующими элементами могут быть соединены воздуховоды спирально-сварной и спирально-замковой конструкции диаметром до 30 мм с гладкими торцами.
Воздуховоды прямошовной конструкции с целью обеспечения их жесткости и формоустойчивости в процессе транспортировки и монтажа на расстоянии 60 мм от концов должны иметь двойной зиг.
1.30. Для уплотнения зазора, образуемого между концами воздуховодов, используется герметизирующая лента «Герлен», получаемая на основе невулканизированных бутилкаучуков. Ленту «Герлен» промышленность выпускает по ТУ 400-1-165-79. При изготовлении герметизирующую ленту закатывают вместе с прокладочным материалом (силиконизированной бумагой) в рулоны на картонные втулки.
1.31. Выпускается две разновидности герметизирующей ленты «Герлен»: недублированная (типа «Герлен») и дублированная нетканным материалом (типа «Герлен-Д»). Для выполнения рекомендуемых соединений следует использовать ленту «Герлен-Д».
Герметизирующая лента выпускается следующих размеров: длина 12 м, ширина 80, 100, 120 и 200 мм; толщина 3 мм.
1.32. Рекомендуется применять следующую ширину полосы ленты для соединения воздуховодов: 80 мм – при диаметре до 400 мм, 100-120 мм – диаметром свыше 400 мм.
1.33. При использовании герметизирующей ленты «Герлен-Д» температура транспортируемого воздуха не должна превышать +40 °С (кратковременно разрешается до +60 °С) и не должна быть ниже -30 °С.
1.34. При использовании герметизирующей ленты «Герлен» необходима предварительная очистка поверхности воздуховода от загрязнений, пыли и ржавчины. Для этого используют металлические и волосяные щетки и ветошь. Герметизируемая поверхность должна быть сухой.
1.35. Прочное сцепление ленты «Герлен» с металлом обеспечивается при положительной температуре (оптимальная температура от 9 до 25 °С) и относительной влажности 50-70 %.
1.36. При нанесении герметика на сильно нагретые поверхности (при работе на солнце и т.п.) требуемая адгезия может быть не обеспечена из-за возможной вулканизации герметика со стороны поверхности.
1.37. При наклеивании ленты рекомендуется соблюдать следующие технологические приемы. Край ленты освобождают от защитной силиконизированной бумаги на длину 20-30 мм, ленту приклеивают в месте стыка внахлест со свободным краем.
При наклеивании ленту запрещается вытягивать. Наклеивать и прикатывать ленту (вручную или резиновым валиком от центра к краям в поперечном направлении) следует так, чтобы поверхность ленты была ровной, без складок, вздутий и воздушных пузырей. Лента должна быть плотно и без пропусков приклеена на все неровности.
1.38. При работе по герметизации стыков лентой «Герлен» необходимо осуществлять пооперационную проверку:
соответствия времени применения герметизирующей ленты ее жизнеспособности;
качества подготовки поверхности (степень ее очистки);
качества приклеивания ленты.
1.39. Крепление подвесок и растяжек непосредственно к фиксирующим элементам не допускается.
1.40. При соединении воздуховодов с помощью ленты «Герлен» производят следующие работы:
размечают места установки фиксирующих элементов;
соблюдая соосность собираемых воздуховодов, устанавливают фиксирующие элементы и жестко закрепляют их с помощью монтажных болтов;
производят уплотнение стыка путем наклеивания герметизирующей ленты;
устанавливают хомуты и другие средства крепления воздуховодов.