Трассирование дорог в песках и особенности изысканий.

ТРАССИРОВАНИЕ ДОРОГ В ПЕСКАХ И ОСОБЕННОСТИ ИЗЫСКАНИЙ.
3.1. При инженерных изысканиях необходимо в первую очередь:
выявить степень соответствия условий, установленных по материалам предварительного изучения природной обстановки, натурным условиям (см. п. 2.5);
установить степень оптимальности направления трассы, регламентированного заданием.
Эти задачи следует решать путем проложения теодолитных ходов при переносе в натуру заданного направления трассы.
3.2. При оценке направления трассы не следует ограничиваться обследованием местности в пределах одной узкой полосы, особенно в недостаточно изученных районах. Необходимо тщательно изучить рельеф и характер движения песков на расположенной вдоль направления трассы полосе шириной 3 – 5 км и длиной, равной не менее 0,1 – 0,2 длины трассы (большие значения относятся к подвижным пескам со сложным рельефом), уделяя особое внимание выявлению зон транзита (см. п. 1.7).
При особо сложном рельефе песков требуется обследовать весь район проложения трассы дороги. При этом наиболее целесообразно использовать направления старых караванных путей и проездов.
3.3. Окончательное решение при выборе направления для проведения инженерных изысканий необходимо принимать на основе сравнения технико-экономических показателей по всем рассмотренным вариантам.
Предпочтение следует отдавать варианту, в котором в наибольшей степени используются не заносимые песком участки местности и элементы рельефа, а протяженность участков с подвижными песками сводится к минимуму.
3.4. При трассировании автомобильных дорог в подвижных песках рекомендуется соблюдать следующие общие принципы:
прокладывать трассу вдоль форм рельефа, стремясь в наибольшей степени «вписать» ее в существующий рельеф без нарушения условий его развития;
выбирать участки с наименьшими колебаниями высот подвижных форм рельефа в случае, если их пересечение неизбежно.
3.5. При трассировании дороги вдоль барханных цепей выбор положения трассы зависит от характера движения песков:
при поступательном и поступательно-колебательном движении рационально использовать в качестве насыпи одну из наиболее прямолинейных цепей, предусмотрев закрепление растительностью как этой цепи, так и двух-трех соседних с наветренной стороны;
при колебательном движении земляное полотно дороги следует располагать в середине межбарханного понижения, ограничиваясь закреплением соседних цепей (по одной с каждой стороны);
при проложении трассы по межбарханному понижению необходимо максимально удалять ее от цепи, находящейся со стороны господствующих ветров.
3.6. В условиях грядового рельефа трассу следует прокладывать по межгрядовым понижениям, не приближая ее к подножьям крутых склонов. Не следует располагать трассу дороги на вершинах гряд и верхних частях пологих склонов, являющихся зонами аккумуляции песка.
3.7. При трассировании дорог в песках, рельеф которых сформирован одиночными и групповыми барханами, необходимо учитывать размеры как всего массива этих песков, так и отдельных барханов:
при небольшой ширине пересекаемого массива положение трассы назначают с таким расчетом, чтобы соседние участки оказались в наиболее благоприятных условиях (такыры, закрепленные растительностью межбарханные понижения и т. п.);
обширные массивы подвижных песков следует пересекать таким образом, чтобы основная часть их оказалась с подветренной стороны дороги;
при прочих одинаковых условиях трассу дороги следует прокладывать по участкам распространения мелких барханов.
3.8. Массивы сложнобарханных песков при трассировании дороги рекомендуется обходить. При невозможности их обхода трассу следует прокладывать по наименее расчлененным участкам рельефа (с наименьшими относительными высотами форм).
3.9. В условиях заросших песков трассу следует прокладывать с учетом рельефа и степени зарастания:
в равнинных, кучевых, бугристых, лунковых и грядовоячеистых песках – по кратчайшему расстоянию;
в условиях грядового рельефа – по возможности по межгрядовым понижениям.
При этом следует стремиться к максимальному сокращению площади, на которой при строительстве дороги будет уничтожена растительность, закрепляющая песок. С этой целью необходимо увязывать трассу с рельефом местности таким образом, чтобы дорогу можно было построить преимущественно с нулевыми рабочими отметками и протяженность участков, на которых предусматривается устройство насыпей и особенно выемок, была минимальной.
3.10. При производстве инженерных изысканий в песчаной пустыне рекомендуется уделять особое внимание поискам пылевато-глинистого грунта, а также местных песчано-гравийных материалов, пригодных для устройства защитного слоя (см. п. 4.9). При этом должны быть установлены: мощность толщи пылевато-глинистого грунта, его тип, вид и разновидность по ГОСТ 25100-82; возможность сосредоточенной разработки грунта. Следует предусмотреть в проекте временные подъездные пути от карьеров к строящейся дороге.
3.11. При изучении гидрогеологических условий местности в районе трассы организуют специальный поиск воды, как пресной, так и засоленной, пригодной для искусственного увлажнения грунтов и материалов в процессе их уплотнения. Оценивают также возможность использования подземных вод, подаваемых из буровых скважин.
При отсутствии или глубоком залегании подземных вод необходимо предусмотреть создание временных искусственных водоемов, обеспечивающих сбор атмосферных осадков с такыров и солончаков.
3.12. Для принятия рациональных решений по проектированию земляного полотна, способов его защиты от песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, защиты растений, используемых для закрепления песков, а также для оценки надежности проектируемой дороги в каждом случае обязательно выявляют:
годовой ход активных ветров и движение песков (см. прил. 1);
глубину залегания и минерализацию грунтовых вод;
засоленность песков и ее источник;
мощность слоя песков в понижениях, водопроницаемость и засоленность подстилающих грунтов;
распространение и ориентировку барханных форм рельефа;
естественную влажность песков, наличие горизонта подвешенной воды;
наличие растительности и условия ее существования: видовой и возрастной состав, густоту и приуроченность к элементам рельефа травянистой растительности и кустарников;
сроки, способы, результаты и т. д. ранее проведенных работ по закреплению песков в данном районе.

Без категорії

admin

Architect PhD Kyiv in Ukraine

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code