Учет особенностей природных условий песчаных пустынь.

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ ПЕСЧАНЫХ ПУСТЫНЬ.
2.1. При проектировании автомобильных дорог в песчаных пустынях необходимо учитывать комплекс природных условий, определяющих особенности песчаных пустынь.
Обобщенными показателями этих особенностей являются:
безводность;
повсеместное распространение мелких песков;
активность ветрового режима;
подвижность песков.
2.2. Изучение природных условий, их оценку и учет следует проводить в два этапа (эти этапы должны предшествовать соответствующим технологическим процессам разработки проекта дороги): первый этап – изыскание трассы дороги, второй этап – проектирование дороги.
2.3. На первом этапе природные условия оценивают по литературным и фондовым материалам, а при необходимости уточняют на основе глазомерной или инструментальной рекогносцировки местности.
Особое внимание при этом следует уделять изучению факторов, влияющих на выбор направления трассы дороги и ее проложение на местности.
2.4. В песчаных пустынях наиболее важными факторами, которые необходимо учитывать при выборе направления трассы дороги и ее трассировании, являются:
степень подвижности (зарастания песков);
формы песчаного рельефа;
тип и характер движения форм песчаного рельефа;
источники получения воды, пылевато-глинистого грунта и каменных материалов.
Данные, необходимые для изучения указанных факторов (кроме типа и характера движения песков), как правило, имеются в специализированных ведомствах и организациях, занимающихся освоением пустынь и использованием их природных ресурсов.
Тип и характер движения песков следует определять ,на основе розы переноса песка. Для ее построения используют годовые объемы переноса песка, приведенные в прил. 1 по основным метеорологическим станциям Средней Азии и Казахстана. При отсутствии в прил. 1 данных по необходимой станции объем переноса песка определяют расчетом (прил. 2). В тех случаях, когда в районах проложения трассы дороги нет метеорологических станций, тип и характер движения песков следует устанавливать экспериментально (прил. 3).
2.5. По результатам первого этапа оценки природных условий составляют план трассы (топооснову) и задание на производство инженерных изысканий с краткой пояснительной запиской.
На сокращенный план наносят:
розу переноса песка;
контуры песков разной степени подвижности с наименованием характерных форм песчаного рельефа;
контуры подземных вод, глубину их нахождения, степень минерализации, места выхода на дневную поверхность (колодцы) и места предполагаемой добычи воды;
имеющиеся и предполагаемые карьеры пылевато-глинистого грунта и каменных материалов, их запасы и мощность песчаного чехла;
трассу дороги и ее варианты;
старые караванные пути и проезды.
В задании указывают:
основной ход трассы и ее преимущества в сопоставлении с вариантами;
участки трассы, где необходима дополнительная вариантная проработка, ее мотивы и предложения;
зону и глубину поиска воды, пылевато-глинистого грунта и каменных материалов;
кроме того, в задании перечисляют вопросы, требующие уточнения в процессе полевых работ и касающиеся защиты земляного полотна от песчаных заносов; особые работы и способы их выполнения.
2.6. К особым работам, которые не предусмотрены типовой номенклатурой работ, выполняемых в процессе инженерных изысканий, относятся:
оценка типа и характера движения песков;
измерение объема переноса песка.
Методика выполнения работ приведена в прил. 3.
2.7. При отсутствии в районе проложения трассы дороги метеорологических станций и при невозможности вследствие этого построения розы переноса песка необходимо проводить рекогносцировочные изыскания с выполнением работ по методике, приведенной в прил. 3, до начала инженерных изысканий.
Работы по изучению движения песка при рекогносцировочных изысканиях должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивалось их непрерывное продолжение и при инженерных изысканиях.
Особое внимание следует уделять изучению на местах фондовых материалов поисково-геологических, пастбищно-мелиоративных и других ведомств, а также широкому опросу местных жителей, длительное время проживающих в данном районе пустыни.
2.8. Проведение инженерных изысканий без задания и прилагаемых к нему сокращенного плана трассы и краткой пояснительной записки, как правило, не допускается.
2.9. Второй этап оценки природных условий выполняется в процессе производства инженерных изысканий трассы дороги.
На данном этапе:
переносят в натуру трассу дороги и устанавливают степень соответствия (по материалам первого этапа изучения) природных условий натурным условиям, оценивают их влияние на заданное направление трассы и проложение ее на местности, обосновывают при необходимости ее изменение, согласовывают и оформляют соответствующий акт;
выполняют комплекс топографо-геодезических и инженерно-геологических работ в соответствии с типовой номенклатурой и заданием, в том числе особые работы по изучению движения песка;
осуществляют необходимые согласования и сдачу трассы по акту (вместе с пунктами измерения объема переноса песка и движения форм рельефа).
2.10. Полевые работы при проведении инженерных изысканий в районах, где тип и характер движения песков могут быть установлены только экспериментально, следует начинать с организации наблюдений за переносом песка и движением форм песчаного рельефа.
2.11. При выборе участков наблюдений следует исходить из продолжительности наблюдений, которая обусловливается заданием.
В зависимости от степени изученности типов и характера движения песков в районе проложения трассы, а также категории проектируемой дороги и перспективы освоения данного района пустыни наблюдения могут быть временными и стационарными.
2.12. Временные наблюдения следует проводить на временных постах в течение одного теплого сезона.
Как правило, временные наблюдения проводят в период рекогносцировочных и инженерных изысканий трассы дороги с целью определить интенсивность переноса песка и его направление при отсутствии в районе проектирования метеорологической станции.
Задача временных постов – измерить объем, а также определить направление переноса песка в ветропесчаном потоке, направление и скорость движения форм песчаного рельефа.
Количество постов определяется степенью закрепления песков и формами песчаного рельефа, пересекаемыми трассой дороги, но не должно быть менее двух: на одном посту измеряют скорость и определяют направление движения форм рельефа, на другом – измеряют объем и определяют направление переноса песка.
2.13. Стационарные наблюдения следует проводить при проектировании дорог I – III категорий, а также дорог IV – V категорий, пересекающих пустыню или соединяющих крупные оазисы внутри пустыни. В программу наблюдений дополнительно включают ветровой режим и осадки. Программа стационарных наблюдений должна быть согласована со специализированной организацией – Институтом пустынь.
На подлежащих реконструкции дорогах, подверженных сильным песчаным заносам, где применяются систематические расчистки, следует проводить учет объема перемещаемого при расчистке песка раздельно по характерным участкам дороги.
2.14. При планировании и организации изыскательских и строительных работ в песчаных пустынях необходимо учитывать особенности природно-климатических условий пустынь и их изменчивость в течение года и суток, что существенно влияет на производительность труда и износ техники.
2.15. Оптимальные сроки производства работ следует устанавливать на основе климатического графика, на, котором должны быть нанесены по декадам за период межремонтного срока службы покрытия: температура воздуха (среднесуточная, среднемаксимальная, среднеминимальная); количество осадков; интенсивность испарения; глубина промачивания почвогрунтов; сила ветра; глубина промерзания почвогрунтов.
2.16. При необходимости проведения земляных работ в неблагоприятный летний период года оптимальный режим работы следует устанавливать на основе почасового графика суточного хода температуры воздуха, исходя из допустимых санитарных норм внешней тепловой нагрузки на организм человека.
Режим работы следует рассматривать в качестве исходной информации для обоснования метода строительства (вахтовый, сезонный, смешанный).

Без категорії

admin

Architect PhD Kyiv in Ukraine

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code