Искусственные и специальные инженерные сооружения

ИСКУССТВЕННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
187. При реконструкции автомобильной дороги вопрос о возможности и целесообразности использования каждого существующего искусственного сооружения должен решаться индивидуально, с учетом всей совокупности конкретных местных условий.
188. Существующие сооружения, находящиеся в удовлетворительном состоянии, могут быть использованы без каких-либо работ по их реконструкции, при следующих условиях:
а) трасса дороги по условиям реконструкции не требует пересечения водотока где-либо в другом месте;
б) отверстие сооружения достаточно и не требует увеличения;
в) временная расчетная нагрузка и габарит соответствуют новым требованиям, предъявляемым к дороге после ее реконструкции.
От перечисленных требований возможны некоторые отклонения.
В отдельных случаях можно допустить перенапряжение при пропуске новой расчетной нагрузки, если это перенапряжение невелико (не более 10 %), а усиление сооружения весьма сложно.
Также в отдельных случаях допустимо оставление моста с шириной проезжей части несколько меньшей заданной, если такое отступление от нормального габарита не превышает 0,5 м, а уширение осложнено.
Вопрос о допустимости и целесообразности таких отступлений в каждом отдельном случае решается и обосновывается в проектном задании. Также обосновываются и оговариваются случаи, когда трассу дороги следовало бы спрямить, но наличие сооружения, находящегося в удовлетворительном состоянии, заставляет воздержаться от такого спрямления.
При удовлетворительном состоянии сооружения, но при несоответствии его грузоподъемности или габарите новым требованиям, проектируется усиление или полная реконструкция сооружения.
В отдельных случаях может оказаться, что объем работ по усилению или реконструкции настолько велик, что целесообразнее построить целиком новое сооружение. Этот вопрос должен быть решен путем техно-экономического сравнения вариантов, с учетом при этом не только материальных затрат, но и срока службы сооружения.
Вопрос решается в комплексе с остальными элементами дороги (земляное полотно и дорожная одежда).
189. В том случае, когда существующее сооружение находится в неудовлетворительном состоянии, ремонт или реконструкция его производится при условии, если стоимость этих работ меньше стоимости строительства нового. В сложных случаях, если экономическая целесообразность того или иного решения (ремонт или новое строительство) неясна – производится сравнение вариантов.
190. Существующее сооружение подлежит замене на новое в следующих случаях:
а) Трасса дороги после реконструкции должна пересечь водоток в новом месте;
б) при недостаточности отверстия сооружения и невозможности увеличить его без перестройки сооружения;
в) состояние существующего сооружения таково, что его восстановление в прежнем виде, с использованием отдельных старых элементов невозможно;
г) при экономической нецелесообразности реконструкции существующего сооружения под новые нагрузку и габарит.
191. Перед выездом в поле собираются проектные материалы и исполнительные чертежи по всем сооружениям, расположенным на дороге, подлежащей реконструкции. Материалы должны быть собраны в проектных организациях; в органах, эксплуатирующих дорогу; в архивах и т.п.
192. В случае отсутствия чертежей реконструируемого сооружения, производятся обмеры сооружения с составлением схем и обмерочных чертежей всех конструктивных элементов, включая и фундаменты.
При наличии чертежей производится их сверка с натурой. При этом особое внимание должно быть обращено на промер расстояний в осях опор, а также на отметки подферменников (если последние сохранились) и обрезов фундаментов.
193. Грузоподъемность пролетных строений определяется поверочным расчетом по сверенным с натурой чертежам. В сложных случаях должна приглашаться мостоиспытательная станция для определения грузоподъемности пролетного строения пробной нагрузкой.
194. Обследование опор, как правило, производится путем наружного осмотра. В сомнительных случаях производится частичная разборка кладки или бурение.
Если опора разрушена или пришла в негодность от времени, но фундамент полностью или частично сохранился, то вопрос об его использовании решается путем обследования, в первую очередь, всех доступных для наружного осмотра граней, с закладкой, в необходимых случаях, шурфов.
Если разрушение кладки простирается ниже горизонта меженных вод, обследование производится при помощи водолазов или путем устройства местных (примыкающих к наиболее разрушенной грани) шпунтовых ограждений. Вопрос о целесообразности подобных (обычно дорогостоящих) обследований решается в каждом отдельном случае индивидуально; как правило, их следует выполнять лишь в тех случаях, когда использование старых фундаментов может дать значительный экономический эффект.
195. В тех случаях, когда старые фундаменты не представляют особой ценности, а их использование потребует применения индивидуальных, но стандартной длины, пролетных строений, – мост должен проектироваться целиком заново (с учетом применения типовых пролетных строений).
Если по размеру и характеру имеющихся трещин можно ожидать, что окажется возможным использовать значительную часть фундамента, но обследование его подводной части (или разборка завалов) в период изысканий потребует выполнения весьма дорогостоящих работ, – то граница используемой кладки в проектном задании и сметно-финансовом расчете может быть принята на некоторой условной отметке. Последующее уточнение границы разборки старой кладки производится в процессе рабочего проектирования, после начала строительства, устройства необходимых ограждений и удаления разрушенных слоев.
196. Проектная документация по реконструкции искусственных сооружений, в основном, должна составляться в том же порядке и в той же последовательности, как и на новые сооружения, в соответствии с эталоном, с учетом следующих особенностей:
а) проектная документация составляется лишь в том объеме, который необходим для решения поставленной задачи, т.е. для реконструкции искусственного сооружения;
б) геологический разрез и анализы грунтов обязательны во всех случаях. При использовании старых опор геологический разрез требуется лишь в объеме, необходимом для решения вопроса о типе и глубине заложения опор для подмостей и других временных сооружений.
197. Если от существующего моста используются в той или иной степени лишь фундаменты опор – в проектном задании варианты восстановления по схеме существующего моста должны быть сопоставлены со строительством нового моста, по оси существующего, или на новом месте (с использованием в последнем случае существующего моста в качестве объездного на период строительства).
Для максимального использования существующих подходов, мост, строящийся на новой оси, следует, по возможности, приближать к существующему мосту.
Новый мост может заслуживать предпочтения даже в том случае, если его стоимость несколько превышает стоимость реконструкции существующего моста. Однако, этот вопрос должен решаться в каждом отдельном случае индивидуально, с учетом всех местных условий.
198. Давление по подошве используемых старых опор (а также по обрезу фундамента) допускается повышать на 20 % по сравнению с максимальным давлением, имевшим место до реконструкции.
199. Обследование и составление проектной документации по трубам выполняются в том же порядке, что и по мостам, но при этом учитываются следующие особенности:
а) если существующая труба по своему состоянию или из-за недостаточности отверстия подлежит полной перестройке, то, в целях улучшения условий производства работ по устройству фундамента трубы, необходимо уточнить, целесообразно ли сохранить ее на старом месте, или перенести на новое место;
б) Требующие реконструкции полуциркульные кирпичные и каменные трубы, как правило, заменяются на круглые железобетонные (в случае недостаточности отверстия – на бинокли и тринокли). Перекладка каменных труб производится лишь при наличии квалифицированных каменщиков, и отсутствии надобности в дополнительном количестве тесанного камня.
200. Инженерные мероприятия защиты от лавин проектируются в зависимости от типа лавин и конкретных условий местности. По своему назначению они разделяются на сооружения для предупреждения: снегонакопления, соскальзывания снега со склонов, отвода лавин в сторону, остановки лавин и для пропуска лавин над защищаемым объектом. К сооружениям последнего типа относятся навесы, галереи, полутоннели, тоннели. При проектировании галерей (тоннелей, сооружаемых открытым способом), тип их выбирается в зависимости от положения трассы на косогоре. При этом необходимо учитывать, что лавиноопасная зона характеризуется весьма коротким строительным сезоном, и каждое противолавинное сооружение должно быть закончено в этот период, иначе оно будет разрушено первыми же осенними лавинами. Из этих соображений, должны быть собраны сведения о сроках начала и конца работ в различных вертикальных зонах. Помимо этого, необходимо иметь в виду, что возведение галерей требует устройства объездов с большим объемом скальных работ по расширению полки на крутых косогорах.

Cхожі записи

Без категорії

admin

Architect PhD Oleg Prokopenko, Kyiv in Ukraine, +38 063 6087812

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *