Рекомендуемый порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств
В целях определения технического состояния машин, их готовности к использованию проводятся следующие виды контроля:
а) проверка технического состояния машин перед выходом из парка (с места стоянки) и по возвращении из рейса. (Производится механиком, старшим водителем или самим водителем – при самоконтроле);
б) контрольный осмотр машины в пути (па остановках и стоянках). Производится самим водителем;
в) осмотр автомобильной техники должностными лицами учреждений культуры (по разработанному и утвержденному руководителем учреждения плану на год);
г) Государственный технический осмотр механических транспортных средств и прицепов (проводится 1 раз в год)*;
* Порядок осмотра определен Правилами проведения Государственного технического осмотра механических транспортных средствиприцепов, вступившими в силу с 1.01. 1989 г.
При проверке технического состояния машин перед выходом их из парка (с места стоянки) должностное лицо, на которое возложены эти функции, обязано проверить:
наличие и правильность оформления положенной документации, состояние водителя, в том числе: удостоверение на право управления автомобилем, правильность оформления путевого листа, паспорт водителя и, при необходимости, другие путевые документы;
состояние и крепление левого переднего колеса, давление воздуха в шине, люфт в сочленениях рулевых тяг, крепление рулевой сошки, шплинтовку и затяжку гаек и болтов рулевых тяг;
исправность и крепление передних рессор, гидроусилителя рулевого управления и амортизаторов. Нет ли подтекания масла из картера двигателя, переднего моста (если машина повышенной проходимости), амортизаторной и охлаждающей жидкости.
При этом стремянки и хомуты рессор должны быть надежно затянуты; подтекания не допускаются;
крепление передних стремянок рессор проверяется постукиванием молотком по гайкам;
исправность фар, работу внешних световых приборов, стеклоочистителя, омывателя стекла, наличие переднего номерного знака. Исправность приборов проверяется последовательным их включением водителем по команде проверяющего;
состояние двигателя. Нет ли подтекания охлаждающей жидкости, масла, топлива. Уровень масла в картере двигателя, натяжение приводных ремней.
При этом двигатель должен быть чистым, комплектным. Электропроводка не должна иметь оголенных мест. Подтекание масла, охлаждающей жидкости, топлива не допускается. Уровень масла на указателе должен быть у метки «Полно». Прогиб ремней в средней части между шкивами при нажатии пальцем с усилием 4 кгс должен быть в пределах норм, определенных инструкцией завода-изготовителя;
состояние и крепление правого переднего колеса;
состояние и крепление правой дверки кабины, запасного колеса, работу замка дверки и стеклоподъемника, наличие зеркала заднего вида. Состояние и крепление правых задних колес, правильность установки направления рисунка протектора;
исправность запоров (запорных крюков) заднего борта кузова, буксирного прибора, крепление и работу задних фонарей, указателей поворота, сигнала «Стоп», наличие и крепление номерного знака, состояние и крепление тента;
состояние и крепление левых задних колес, задней подвески;
наличие пробок заливных горловин и крепление топливных баков. Нет ли подтекания топлива из баков, фильтра-отстойника и в местах соединения топливопроводов. Проверяется внешним осмотром;
состояние и крепление левой дверки кабины, работу ее замка и стеклоподъемника, наличие зеркала заднего вида;
свободный ход педалей сцепления и тормоза (согласно инструкции завода-изготовителя);
люфт рулевого колеса и свободный ход рычага ручного тормоза (согласно данным инструкции завода-изготовителя, в зависимости от марки машины).
При этом люфт определяется по общему свободному перемещению рулевого колеса при повороте его из одного крайнего положения в другое, свободный ход рычага ручного тормоза – путем перемещения рычага тормоза из исходного положения по количеству щелчков стопорной защелки;
наличие водительского инструмента и другого табельного имущества, в том числе медицинской аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя;
работу двигателя на различных оборотах и исправность контрольно-измерительных приборов. Наличие и целостность пломб спидометра;
работу ножного тормоза на ходу, в том числе на предмет одновременности затормаживания колес (определение тормозного пути и эффективность торможения согласно рекомендациям инструкции завода-изготовителя для каждой марки машин в отдельности);
работу ручного тормоза путем трогания с места и удержания машины на подъеме.
Время, отведенное для проведения контрольного осмотра, 10 – 15 минут.