Устройство деформационных швов в затвердевшем бетоне
5.75. В соответствии с указаниями главы СНиП по производству и приемке работ при строительстве автомобильных дорог пазы деформационных швов следует нарезать, как правило, с применением алмазных дисков при достижении бетоном прочности при сжатии в пределах 8-10 МПа.
Начало нарезки пазов должна определять лаборатория на основании данных о кинетике твердения бетона и уточнять совместно с производителем работ путем пробной нарезки. При пробной нарезке не должно быть выкрашивания кромок швов более 2-3 мм.
5.76. Для обеспечения равномерного «срабатывания» швы сжатия необходимо нарезать подряд (последовательно по полосе бетонирования).
5.77. При суточных перепадах температуры воздуха менее 12 °С пазы для поперечных швов сжатия в покрытии, устраиваемом в первой половине дня (до 13-14 ч), следует нарезать в те же сутки.
Пазы для поперечных швов сжатия в покрытии, устраиваемом во второй половине дня, следует нарезать преимущественно в тот же день. Если прочность бетона в тот же день не достигает требуемой величины, то швы, в целях исключения выкрашивания кромок, следует нарезать на следующие сутки, как правило, не ранее 9 и не позднее 24 ч.
Если нельзя нарезать все швы подряд из-за недопустимого выкрашивания кромок, следует устраивать контрольные швы сжатия через три-четыре плиты по двухстадийному способу: нарезка узкого паза одним алмазным диском, когда прочность бетона при сжатии достигла 5-7 МПа, последующая нарезка верхней части паза до проектных размеров при прочности бетона более 8-10 МПа.
Если контрольные швы устроить нельзя по двухстадийному способу и появляются трещины в покрытии, контрольные швы в последующем надо создавать в свежеуложенном бетоне по комбинированному способу.
5.78. При суточном перепаде температуры воздуха более 12 °С пазы для поперечных швов сжатия в покрытии, построенном до 13-14 ч, следует нарезать согласно указаниям п.п. 5.75-5.76 Инструкции. В покрытии, построенном во второй половине дня, для обеспечения трещиностойкости необходимо устраивать контрольные поперечные швы через две-три плиты по комбинированному способу, а последующую нарезку промежуточных швов производить в затвердевшем бетоне.
5.79. При устройстве контрольных поперечных швов комбинированным способом в свежеуложенный бетон закладывают вертикально и прямолинейно эластичную ленту (прокладку) толщиной 0,2-3 мм, а затем в затвердевшем бетоне по ней нарезают паз.
В качестве эластичной прокладки разрешается применять полиэтиленовую пленку, изол и другие аналогичные им материалы. Ленту необходимо закладывать сразу после отделки бетонного покрытия. Не следует применять комбинированный способ, если бетонная смесь потеряла подвижность и лента не омоноличивается. Ленту следует закладывать на глубину не менее 1/4 толщины покрытия и выше его поверхности на 0,5-1 см.
5.80. Пазы для швов расширения следует нарезать в затвердевшем бетоне по трещине в покрытии над гребнем прокладки тремя карборундовыми кругами, насаженными на один вал, или путем устройства алмазными кругами двух параллельных прорезей и последующим удалением верха прокладки и вырезанного бруска бетона над прокладкой.
Продольный шов, устроенный по типу шва коробления, необходимо нарезать в затвердевшем бетоне на глубину не менее 1/3 толщины покрытия преимущественно одним алмазным сегментным диском диаметром 320 мм.
5.81. Поперечные швы должны быть нарезаны перпендикулярно продольной оси покрытия. Продольный шов должен представлять непрерывную линию, расположенную по середине покрытия.
5.82. Сквозной паз для швов расширения перед искусственными сооружениями разрешается устраивать в затвердевшем бетоне следующим образом: до бетонирования необходимо установить и закрепить к подшовной плите деревянный брусок в виде двух клинообразных досок или короба, обернутых пергамином; брусок не должен доходить на 6-7 см до поверхности покрытия. Для крепления бруска в подшовной плите следует заложить деревянные пробки через 1,5-2 м; спустя 2-3 сут необходимо прорезать покрытие на 1-2 см шире бруска, извлечь бетон и брусок, образуя сквозной паз.