Порты, пристани, грузовое и коммерческое хозяйство
41. Для осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа и
почты и обеспечения высокого качества выполнения грузовых и
коммерческих операций пароходства должны иметь в портах и на
пристанях грузовые и пассажирские причалы и другие необходимые
сооружения и устройства для погрузки-выгрузки грузов и
обслуживания пассажиров.
Сооружения и устройства портов и пристаней должны
обеспечивать сохранность перевозимых грузов и багажа, механизацию
и выполнение в установленные сроки операций по погрузке и
разгрузке судов, культурное обслуживание пассажиров и безопасность
их при пользовании водным транспортом.
Все сооружения и устройства грузового, коммерческого и
пассажирского хозяйства должны содержаться в полной исправности и
по своей мощности и перерабатывающей способности обеспечивать
выполнение заданного планом объема перевозок грузов, пассажиров и
багажа.
42. Порты и пристани производят операции по приему, погрузке,
выгрузке, краткосрочному хранению и выдаче грузов, в том числе
грузов в контейнерах, а также операции, связанные с перевозками
пассажиров и багажа.
По роду производимых операций порты и пристани делятся на:
а) пассажирские – выполняющие операции, связанные с
отправлением и прибытием пассажиров и приемом и выдачей багажа;
б) грузовые – выполняющие операции по приему грузов к
перевозке, погрузке, выгрузке и выдаче грузов;
в) объединенные – выполняющие операции как по пассажирским,
так и по грузовым перевозкам.
43. Перечень портов и пристаней, открываемых для производства
всех или некоторых операций, порядок производства этих операций,
сроки открытия и закрытия навигации, а также сроки начала и
окончания приема грузов к перевозке устанавливаются Министерством
речного флота и публикуются им в Сборнике правил перевозок и
тарифов речного транспорта , а также в виде отдельных изданий
Тарифных руководств.
Перечень портов и пристаней, открываемых для производства
операций, порядок производства этих операций, сроки открытия и
закрытия навигации, а также сроки начала и прекращения
обязательного приема грузов к перевозке на внутренних водных
путях, подведомственных управлениям речного транспорта при Советах
Министров союзных республик, устанавливаются и публикуются
указанными управлениями.
44. Порты и пристани, открытые для выполнения операций по
пассажирским перевозкам, имеют вокзалы для обслуживания
пассажиров, приема и выдачи багажа и хранения ручной клади.
На мелких пристанях и остановочных пунктах, на пригородных
участках и переправах, где нет дебаркадеров с пассажирскими
помещениями, сооружаются павильоны с необходимыми устройствами для
посадки и высадки пассажиров.
Вокзалы должны иметь служебные помещения, билетные кассы и, в
зависимости от разряда порта или пристани, помещения для приема и
выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания,
комнаты отдыха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми
или комнаты матери и ребенка, рестораны или буфеты и помещения для
культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания
пассажиров (читальни, отделения связи, радиотрансляционные узлы,
киоски Союзпечати, телефоны-автоматы, парикмахерские, пункты
медицинской помощи, кипятильники, справочные бюро и т. п.).
Пассажирские, складские и служебные помещения, а также
территории портов и пристаней, вокзалов и павильонов для
пассажиров должны содержаться в образцовом техническом состоянии и
чистоте. Не допускается в навигационное время использование
помещений вокзалов не по прямому назначению.
Привокзальные площади, подъездные пути к вокзалам и
пристаням, а также площади, прилегающие к портам и пристаням,
должны быть благоустроены и обеспечивать удобное и безопасное
передвижение пешеходов и городского транспорта. Благоустройство
прилегающих к портам и пристаням площадей возлагается на
соответствующие исполнительные комитеты Советов депутатов
трудящихся.
45. В зависимости от объема и характера выполняемых работ
порты и пристани подразделяются на разряды.
Отнесение портов и пристаней Министерства речного флота к
определенному разряду производится Министерством речного флота в
установленном порядке.
46. Начальник пароходства в зависимости от объема работ по
погрузке и выгрузке грузов, размеров перевозок пассажиров и
расписания движения судов устанавливает порядок выполнения портами
и пристанями соответствующих коммерческих операций в определенные
часы, а при необходимости – круглые сутки.
Режим и время работы товарных контор и складов
устанавливаются с учетом обеспечения надлежащего обслуживания
грузоотправителей и грузополучателей, а также наиболее
рационального использования перевозочных средств.
47. Причалы и склады пароходств Министерства речного флота и
органов управлений речного транспорта при Советах Министров
союзных республик являются причалами и складами общего
пользования, если они не предоставлены в исключительное
пользование определенным организациям на договорных или иных
началах.
В населенных пунктах по берегам судоходных путей
соответствующими исполнительными комитетами Советов депутатов
трудящихся по согласованию с органами, регулирующими судоходство,
отводятся пристанские участки общего бесплатного пользования. Эти
участки предназначаются для кратковременного причала судов и
плотов, погрузки и выгрузки грузов.
Устройство и содержание этих пристанских участков возлагаются
на соответствующие исполнительные комитеты Советов депутатов
трудящихся.
48. Предприятия и организации, систематически отправляющие и
получающие грузы, перевозимые по внутренним водным путям судовыми
отправками, обязаны иметь в пунктах погрузки и разгрузки судов
постоянные причалы с глубинами водных подходов, гарантирующими
безопасную постановку к причалу порожних и груженых судов на
полной осадке. Эти причалы являются причалами необщего
пользования.
Типы причальных сооружений и погрузочно-разгрузочных
механизмов выбираются в зависимости от грузооборота с
соответствующим экономическим обоснованием по проектам,
согласованным с Министерством речного флота или управлением
речного транспорта при Совете Министров союзной республики, по
принадлежности (ст. 17).
Владельцы причалов необщего пользования обязаны:
а) оборудовать причалы необходимыми погрузочно-разгрузочными
механизмами, причальными приспособлениями, устройствами и
инвентарем для погрузки и разгрузки судов в установленные сроки;
б) устраивать крытые галереи или навесы между складами и
люками судна для выполнения погрузочно-разгрузочных работ во время
ненастной погоды;
в) оборудовать причалы мягкими и жесткими кранцами,
средствами связи и освещения и опознавательными знаками;
г) освещать при погрузке и разгрузке суда, не имеющие
электроустановок;
д) на причалах выделять рабочее место для приемосдатчиков
(весовщиков) пароходств.
49. В пунктах, не оборудованных постоянными причалами,
грузоотправители и грузополучатели обязаны иметь достаточное
количество устойчивых и прочных мостков, выведенных на глубину,
гарантирующую безопасный подход порожних и груженых судов на
полной осадке для погрузки или разгрузки.
50. Для определения веса перевозимых грузов пароходства в
портах и на пристанях, а грузоотправители и грузополучатели на
причалах необщего пользования обязаны иметь необходимое количество
весовых приборов, устанавливаемых у борта судна, а на элеваторах и
механизированных складах – в цепи механизации
погрузочно-разгрузочных работ.
Весы и весовые приборы подлежат обязательной государственной
поверке и клеймению в установленном порядке, а также приписке к
ближайшему порту или пристани.
Поверка и клеймение весов и весовых приборов производятся при
их первоначальной установке, после выхода из капитального ремонта
и периодически – в сроки, установленные Комитетом стандартов, мер
и измерительных приборов при Совете Министров .
Взвешивание грузов на весах неисправных, с истекшими сроками
поверки и клеймения, а также при обнаружении неисправности и
неверного показания весовых приборов не допускается.
51. Перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям
производятся на судах, отвечающих требованиям Правил технической
эксплуатации речного транспорта , Правил Речного Регистра
, а также Санитарных правил для судов, утверждаемых совместно
Министерством речного флота и Министерством здравоохранения .
Для перевозки грузов и буксировки плотов и судов пароходства
должны иметь самоходные и несамоходные грузовые (сухогрузные,
наливные, рефрижераторные и др.), а также буксирные суда.
Для перевозки товаров народного потребления и других грузов
без тары пароходства должны иметь универсальные контейнеры.
Для грузов, требующих специальных условий перевозки (цемент,
строительный кирпич, плодоовощи и др.), применяются, как правило,
специальные контейнеры, принадлежащие грузоотправителям и
грузополучателям.
52. На каждом вокзале, пассажирском судне, а также в каждом
пассажирском помещении и товарной конторе должна быть книга жалоб
и предложений пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.
Книга жалоб и предложений хранится в справочном бюро, а где
его нет, соответственно у дежурного по вокзалу, у капитана судна
или у начальника грузовой конторы и должна выдаваться по первому
требованию заявителя.