Участок школы

Участок школы
Участок школы и школы-интерната имеет важнейшее значение для проведения нормальной учебно-воспитательной и оздоровительной работы со школьниками, и поэтому его планировке и благоустройству следует уделять большое внимание (см. 9.2,6). Площадь земельных участков принимается по табл. 9.3.
На участках школ и школ-интернатов должны быть предусмотрены спортивная, учебно-опытная, отдыха и хозяйственная зоны. Площадь озеленения должна составлять 40-50% площади участка.
Спортивная зона состоит из легкоатлетической площадки, площадок для спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч) и легкоатлетического метания, площадок для гимнастики и полосы припятствий.
Учебно-опытная зона включает участок овощных и полевых культур, питомник, плодовый сад и ягодник, участок коллекционной работы, парники, теплицу с зооуголком, участок начальных классов, метеорологическую и географическую площадку, площадку для занятий на открытом воздухе (с навесом). На зоне отдыха необходимы площадки для подвижных игр “подготовительных, I—III и IV-VII1 классов и тихого отдыха для IV—VIII классов. Для остальной части учащихся площадки отдыха предусмотрены на спортивной зоне. Площадки отдыха разных возрастных групп учащихся следует размещать вблизи соответствующих блоков учебных помещений.
Спортивную зону не следует размещать со стороны окон учебных помещений. Участки учебно-опытной зоны должны хорошо инсолироваться и отделяться от спортивной зоны полосой зеленых насаждений. Метеорологическая и географическая площадки должны размещаться на открытом месте в удалении от здания не менее чем на 35 м.
Хозяйственный двор рекомендуется располагать со стороны входа в производственные помещения школьной столовой и смежно с учебно-опытной зоной. Защитная зеленая полоса по границам участка устраивается шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы-6 м.
При проектировании участков школ, располагаемых в микрорайонах городов и поселков, следует учитывать возможность использования спортивной зоны населением, проживающим в данном микрорайоне или поселке.
Система школьного образования в нашей стране и связанная с ней направленность в типологии школьных зданий непрерывно изменяется и совершенствуется ( 9.7-9.10).
Каковы основные направления этих изменений, которые уже происходят и будут происходить в воспитании.
Прежде всего следует отметить процесс формирования сети школьных зданий в стройную систему, включающую не только собственно школьные здания, но внешкольные учреждения (дома и дворцы пионеров и школьников, станции юных техников и натуралистов, музыкальные и художественные школы и училища, станции юных туристов, детско-юношеские спортивные школы и т.д.), обеспечивающие гармоничное развитие детей всех возрастав. При этом усилится связь системы школ, с одной стороны, с детскими дошкольными учреждениями (подготовительные группы в детских дошкольных учреждениях, так называемые «нулевые классы» в школах), с другой стороны-с профтехучилищами и техникумами (многие профтехучилища уже дают среднее образование). Развивается сеть специальных школ с усиленным изучением иностранных языков, математики, химии, физики, а также с художественным и архитектурным уклонами -(многие из этих школ имеют прямые связи с вузами).
Получает дальнейшее развитие система сельских школ, чтобы обеспечить учащимся, проживающим в. сельской местности, равные с городскими школьниками возможности для всестороннего развития и профессиональной ориентации. В силу того, что особенность сельского расселения не позволяет использовать единую систему школ и внешкольных учреждений (большие радиусы обслуживания и менее развитая сеть культурно-бытовых, просветительных и внешкольных учреждений), в сельских школах должны быть предусмотрены более развитый состав помещений для внеклассной и внешкольной работы.
Будет сохраняться тенденция к укрупнению школьных зданий-в городах по принципу «каждому микрорайону и межмагистральной территории – школьное здание», на селе – за счет развития школьных интернатов и организации подвоза учащихся.
Значительные изменения произойдут в самой структуре школьного здания в соответствии с переходом от преимущественно классных и кабинетных занятий к большей дифференциации видов обучения и переходу на основные методы обучения по системе ученик-группа-класс-поток, с развитым для учащихся младших классов игровым методом обучения, для учащихся среднего возраста-занятий в специализированных кабинетах, для старших классов – дифференцированно-‘ го обучения по трем направлениям: естественно-научному, техническому и гуманитарно-художественному.
‘Большое развитие получают технические средства обучения, использование лингафонных кабинетов, звукозаписи и звуковоспроизведения, кино-и различного вида проекций, телевидения, обучающих и экзаменующих автоматов, вычислительной техники и т.д. Процесс организации групп и школ продленного дня получит дальнейшее развитие с преобразованием обычных школ в школы с режимом полного дня (с чередованием учебных уроков в течение дня с занятиями общественно-полезным трудом, отдыхом, спортом, работой в кружках и т.д.).
По мере роста экономических возможностей будет сокращаться численность учебных групп: в I-VIII классах до 36 учащихся, в IX-X классах до 30 учащихся, младшей «нулевой» группы до 20 учащихся.
Все эти изменения неизбежно потребуют изменения и развития состава и площади помещений.
Одно из наиболее существенных изменений, предусматриваемых новыми нормами,-увеличение площади класса до 60-65 м , включение в состав помещений школы группы помещений для политехнического обучения и кружковой работы (комнаты ручного труда для младших школьников, дополнительных помещений для практикумов, комнат для технического творчества, юннатской работы, художественного воспитания и т.д.), а также помещений для различных видов технических средств обучения.
Значительное развитие в перспективе получит группа спортивных помещений, увеличатся размеры гимнастических залов, все больше школ будут иметь учебные плавательные бассейны, тренировочные помещения для различных видов спорта, легкоатлетические манежи для группы школ.
Все эти изменения вызовут существенную перестройку архитектурно-планировочной организации школьного здания, точные границы которой, конечно, трудно предугадать.
Однако некоторые принципиальные тенденции и направления могут быть названы. К ним относятся:
обеспечение планировочными, конструктивными средствами и оборудованием гибкой планировки зданий, возможность иного функционального использования помещений путем их трансформации и универсализации;
стремление к достижению большей компактности зданий, сокращению коммуникаций и обеспечению коротких связей между различными группами помещений;
большая дифференциапия структуры групп помещений для возрастных групп-учебные секции младших, средних и старших школьников будут иметь специфические планировки, в полной мере соответствующие особенностям учебного процесса, потребностям и интересам учащихся разных возрастов;
создание учебных секций с развитым рекреационным помещением, используемым для различных видов деятельности учащихся, что имеет особое значение при продленном дне.
Получат дальнейшее развитие и типы самих классных помещений и кабинетов. Кроме традиционного «продольного» класса с боковым освещением .будут применяться «квадратные» классы с четырехрядной расстановкой столов или парт, классы с дополнительным освещением сверху и справа, классы с трансформируемыми стенами и т.д.
Наконец, больших изменений (в отношении состава, площади помещений, общей структуры и архитектурной композиции школьных зданий) в будущем можно ожидать в связи с проблемой использования школьных зданий населением прилегающего жилого микрорайона и других сооружений микрорайона-школьниками в связи с включением Школьного здания в общую систему культурно-бытового обслуживания.
Вследствие этого процесса, с одной стороны, функций школьного здания расширятся за счет включения таких социальных процессов, как:.
организация свободного времени населения (клубная работа по интересам, пользование библиотекой, фонотекой, зрительным и гимнастическим залами);
обучение взрослых и различные виды повышения квалификации и самообразования; участие взрослых жителей в обучении и воспитании подрастающего поколения.
С другой стороны, такие элементы школы, как столовая, медпункт, а в ряде случаев и помещения библиотеки, клубные помещения, спортзал и помещения для эстетического воспитания, \ могут быть вынесены из школьного здания и объединены с соответствующими помещениями местного общественно-торгового центра. Это создает условия для более полноценного их использования как школьниками, так и населением.
В настоящее время предложения об использовании школьных помещений взрослым населением или переносе ряда функций из школьного здания в обт щественно-торговый центр обычно встречают принципиальные возражения педагогов и врачей-гигиенистов. Однако преимущества, получаемые в случае такого решения а также имеющийся уже отечественный и особенно зарубежный опыт позволяют надеяться, что эта проблема имеет под собой здоровую основу и, несомненно, в той или другой форме найдет свое решение.

Без категорії

admin

Architect PhD Kyiv in Ukraine

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code