Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Татарская архитектура — особенность архитектуры республики Татарстан

Татарская архитектура — особенность архитектуры республики Татарстан и татарских народов, сформировавшееся под влиянием кочевого образа жизни в древние времена, ислама, в эпоху Казанского ханства. Архитектура была сформирована в современном виде в течение долгих столетий и зависела от культуры, эстетики и религии населения, поэтому соединяет в себе уникальное сочетание восточного, русского, болгарского зодчества, и европейских стилей, господствующих в то или иное время, что особенно это чётко отражено на татарских мечетях.
Древнее время
Прообразом татарской архитектуры служило древнее булгарское зодчество, сформировавшееся до эпохи золотой орды. Древний булгарский дом Х века представлял собой сруб или глиннобитное сооружение, внутри здания находилась глинобитная печь. Рядом с печью находились 2 ямы-зернохранилища. Здания имели плоскую кровлю. Было установлено, что богатые люди того же времени позволяли себе строить кирпичные здания, и пристраивать к нему новые части.
В период булгарского ханства происходило влияние исламской монументальной архитектуры, однако из-за сурового климата булгары разрабатывают новый стиль строения мечетей из дворцов в крытые отапливаемые здания с толстыми стенами, также многие особенности архитектуры были переняты у поволжских мусульман, у которых булгары переняли входной тамбур, подпол, чердачную конструкцию верхнего перекрытия, крышу с уклоном и оконные остекления. Другой исключительной особенностью булгарского ханства была традиция возведения деревянных мечетей, которые обязательно должны были строится в селениях, для дальнейшего распространения ислама. Так как деревянные здания не могут долго существовать, до наших дней ни одной подобной мечети не сохранилось, но есть предположение, что мечети возводились в стиле деревянного булгарского зодчества. Связи к распространением ислама, булгарское зодчество начинает подражать иранской, арабской и среднеазиатской архитектуре. В период с X до начала XIII века начинают всё сильнее укрепляться исламские нормы, влияющие на зодчество, строительство мечетей, изображения живности орнаментизируются, как в арабском искусстве, а прочие изображения заменяются словоначертаниями. Архитектура данного государства отличалась масштабностью и размахом и смелыми инженерными решениями, которые однако были утеряны в период монгольского владычества.
Золотая орда
Период завоевания монголами ознаменовывается сильнейшим ударом по булгарскому зодчеству, многие здания и храмы были разрушены. Однако в период золотой орды булгарская архитектура переходит на новую ступень развития: в этот временной период возводится множество каменных мечетей, мавзолеев, надгробных камней на мусульманских кладбищах, а их стиль и архитектура непосредственно связаны к мусульманской архитектурой (арабской и персидской). Кирпичные здание стали покрывать мозаичной или майоликовой облицовкой. Началась массовое направление на создание правоверной исламской культуры, чтобы противостоять себя христианскому миру, особенно у государству. С другой стороны булгарская архитектура, теряет свою уникальность, превращаясь в «провинцию исламского мира». В этот период среди булгар сохраняется традиция строить глиннобитное жильё.
Казанское ханство
Во время упадка монгольской империи булгарские земли из-за феодальных междоусобиц приходят в хаос и упадок и ХIII-ХIV вeкa происходит массовая миграция булгар на север где впоследствии образуется татарское государство, в архитектуре начинается прослеживаться влияние русской и османской архитектуры. Также в ХIII происходит мощное Мощная волна сельджукского влияния на архитектуру, в том числе и деревянную. Из-за того, что новое государство гораздо слабее, чем булгарское, традиция возводить огромные монументальные храмы отходит на второй план. Архитектура казанского ханства традиционно сочетает в себе стиль болгарского деревянного зодчества и исламской архитектуры, образовавшейся в период золотой орды, также новое место занимает османская архитектура, считающейся на тот момент самой прогрессивной в исламском мире. Каменные дворцы возводились по подобию татарского жилища: имели два этажа, из двух двухэтажных срубов, которые объединяли сени, на крышах дворцов красовались башенки-бельведеры, а стены здания облицовывали полевными образцами. В казанском ханстве была возвращена традиция возведения деревянных мечетей с высокими и узкими минаретами, выходящим из центра двускатной крыши. Возведение деревянных мечетей выходит на новый уровень во время действия закона, запрещающего возводить каменные мечети в XVIII веке.
В период казанского ханства возводится монументальная архитектура с длинными балконами, опирающиеся на колонны. Среди архитектуры Казани преобладали деревянные постройки, каменные дворцы и мечети в высокими минаретами, в которых хоронили казанских ханов, а их усыпальницы были роскошно украшены камнями и жемчугом. Мечети и дворцы упоминаются в письмах также и за пределами Казани. Для казанского и булгарского зодчества была свойственна контрастная ярусность и резкая ступенчатость зданий. В целом осталось очень мало сведений о архитектуре ханского периода, так как почти все наземные здания были разрушены. В Казани до взятия его русскими существовала восьми-минаретная мечеть, которая могла стать прообразом для московского храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, как символ победы христианства над исламом. А 9 центральный купол некогда был снят с той самой мечети, остальные купола также привезли на 12 подводах, однако этот вопрос с куполами и прообразом остаётся по сей день спорным.

Exit mobile version