Специальные исследования массивов пород
4.26. Для использования в практических целях материалов специальных исследований скальных оснований большое значение имеет их правильное обобщение на структурно-геологических картах, картах-срезах и моделях [16 – 21].
4.27. Структурно-геологические карты скальных оснований составляются для районов строительства в сложных геологических условиях на основе пластовых геологических карт масштаба 1:1000 и в отдельных случаях масштаба 1:500 (рис. 2)
На эти карты наносят простирания основных структурных элементов (оси складок, элементы залегания слоев, линии разломов, тектонические нарушения второго и последующих порядков и т.п.), на картах показывают также крупные трещины, пересекающие основные сооружения и требующие специальной заделки. В зависимости от генезиса трещин их показывают различными условными знаками. Соответствующими стрелками отмечают элементы залегания тектонических нарушений и трещин, а также направления происходивших по ним смещений.
На эту же карту наносят основные направления простираний всех других систем мелких трещин в виде круговых диаграмм в изолиниях, которые показывают на карте раздельно для различных структурно-геологических зон или геоструктурных блоков [22].
4.28. Карты трещиноватости составляют также с использованием показателей количественных характеристик трещин: частоты трещиноватости, коэффициента трещинной пустотности и пр. На этих картах выделяют в соответствии с геолого-структурными элементами участки, различные по интенсивности трещиноватости. Составленные таким образом карты районирования по степени трещиноватости могут быть полезны на предварительных стадиях исследований при выборе вариантов трассы, а также при оценке вариантов размещения сооружений.
4.29. Для расчетов устойчивости упорных массивов в примыканиях арочных мостов составляют специальные карты-срезы трещиноватости. На них, кроме направлений крупных доминирующих трещин, наносят простирания различных систем мелкой трещиноватости, выявленных с помощью круговых диаграмм в изолиниях. Направления крупных трещин и простирания систем мелкой трещиноватости учитывают в расчетах устойчивости мостов.