УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ
ЩЕБЕНОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПО СПОСОБУ ЗАКЛИНКИ
5.1. Для устройства слоя щебеночного основания необходимо выполнять следующие работы:
вывозка крупного щебня и распределение его по поверхности подстилающего слоя самоходными распределителями или автогрейдерами;
прикатывание щебеночного слоя без поливки водой для выявления возможных неровностей и последующего их исправления, дальнейшее уплотнение щебня с одновременной в случае необходимости поливкой водой;
вывозка щебня фракций 20 – 40, 10 – 20 и при необходимости щебня 5 – 10 мм для расклинивания, распределение фракции навесными распределителями или автогрейдером с последующим разметанием механическими щетками;
уплотнение, в случае необходимости, с поливкой водой расклинивающей фракции.
5.2. При вывозке и распределении щебня укладчиками или автогрейдерами следует учитывать коэффициент уплотнения, ориентировочно принимаемый равным 1,25 – 1,3 с уточнением по результатам пробной укатки и составлением акта.
5.3. Толщина слоя в плотном состоянии должна быть не менее 15 см при укладке на песок и не менее 8 см при укладке на прочном (каменном или укрепленном вяжущими грунте) слое, но не более 18 см при применении катков с металлическими вальцами и 25 см при применении катков на пневматических шинах.
5.4. Во избежание заноса на россыпь щебня связных грунтов с соседних участков колесами автомобилей, операции по уплотнению и расклиниванию следует выполнять в сжатые сроки (от 1 до 3 сут).
5.5. Щебень уплотняют катками на пневматических шинах и катками с металлическими вальцами за несколько периодов:
в первый период прокатывается россыпь щебня до устойчивого положения отдельных щебенок в слое;
во второй период создается необходимая жесткость щебеночного слоя за счет взаимозаклинивания щебня;
в третий период образуется плотная щебеночная кора путем заклинивания слоя мелкозернистым материалом.
В каждый период для уплотнения основания применяют катки с постепенно увеличивающимся удельным давлением и массой по табл. 11.
5.6. Уплотнение щебня катками в первый период следует начинать от обочин за три – шесть проходов по одному следу с последующим приближением места прохода катков к середине и уменьшением числа проходов по оси дороги до одного. При уплотнении катками с металлическими вальцами каждый предыдущий след перекрывается на 1/3 ширины барабана. Признаками окончания уплотнения в первый период служит прекращение образования волны перед катком весом 5 тс и отсутствие заметной на глаз осадки щебня.
Скорость движения катков в первый период и в начале второго периода должна быть 1,5 – 2 км/ч, а в конце второго периода и в третий период уплотнения может быть доведена до максимальной паспортной рабочей скорости.
5.7. В сухую жаркую погоду перед уплотнением для обеспечения лучшей уплотняемости щебень поливают водой до 15 – 25 л на 1 м2 во второй период и 10 – 12 л на 1 м2 в третий. В первый период следует поливать лишь щебень пониженной прочности из расчета 8 – 10 л воды на 1 м2.