Разработка выемок
4.23. Организацию и способы выполнения работ по устройству выемок и разработке котлованов в вечномерзлых грунтах следует назначать с учетом времени года, на которое запланированы работы, свойств и состояния разрабатываемых грунтов.
4.24. Выемки в песках, крупнообломочных и скальных грунтах, а также в глинистых грунтах, приобретающих при оттаивании консистенцию, допускающую передвижение землеройных и транспортных машин непосредственно по грунту (см. п. 3.37), целесообразно разрабатывать круглогодично.
Выемки в глинистых грунтах, приобретающих при оттаивании текучепластичную или текучую консистенцию (показатель текучести более 0,75) или в грунтах с наличием подземного льда (см. пп. 3.44, 3.45) следует разрабатывать; как правило, в зимнее время. Разработку выемок в таких грунтах в летнее время допускается выполнять только при необходимости завершения работ на пусковых объектах или при незначительных объемах земляных работ при условии осуществления дополнительных конструктивно-технологических мероприятий, направленных на обеспечение требуемого качества и эксплуатационной надежности земляного полотна, согласованных с проектной организацией и Заказчиком.
4.25. При разработке выемок целесообразно применять следующие способы производства работ и машины:
рыхление грунта взрывами пли механическими рыхлителями на базе тракторов мощностью 300 л. с. и более и разработка его экскаваторами с ковшом емкостью 1-2,5 м3 или тракторными погрузчиками емкостью 3-5 м3, с предварительной укладкой грунта в отвал или погрузкой в автосамосвалы грузоподъемностью 10-15 т с последующей перевозкой в насыпь или в отвал за пределы земляного полотна;
послойное естественное оттаивание грунта и разработка его бульдозерами с последующей погрузкой в транспортные средства экскаваторами и тракторными погрузчиками или же разработка оттаявшего грунта скреперами.
4.26. Для устройства полувыемок целесообразно применять бульдозеры с универсальным отвалом, предварительное рыхление или послойное оттаивание грунта и предусматривать поперечное перемещение грунта в полунасыпь или низовую сторону косогора.
4.27. Выемки в зимний период необходимо разрабатывать с использованием поярусной схемы и рыхления грунта взрывным способом. Ярусы следует назначать высотой от 2 до 9 м, в зависимости от состояния и свойств разрабатываемых грунтов, технологических характеристик буровых и землеройных машин, а высоту нижнего яруса – не более 5 м.
4.28. При выполнении взрывных работ в зимнее время в труднодробимых глинистых грунтах без твердых включений следует применять скважины диаметром 100 мм и менее, сгущенную сетку их размещения до 2×2 м и буровые машины с резцово-шнековым инструментом.
4.29. Объем рыхления вечномерзлых грунтов взрывным методом в летнее время не должен превышать 2-3-сменную выработку используемых землеройных машин. Разрыхленный грунт, особенно глинистый пылеватый и льдонасыщенный, следует разрабатывать интенсивно и круглосуточно, во избежание его оттаивания, разжижения или вторичного смерзания.
Способ послойного оттаивания целесообразно применять при разработке выемок преимущественно в глинистых и крупнообломочных грунтах, используемых для возведения прилегающей насыпи.
4.30. При нарезке технологических полок и других работах на косогорах следует использовать бульдозеры с поворотным отвалом.
Не допускается применять бульдозеры на косогорах крутизной более 15°, сложенных мерзлыми и вечномерзлыми нескальными грунтами, а также выдвижение бульдозера на присыпку более чем на 2,4 м при устройстве полувыемок. При этом необходимо организовать страховку, используя трактор в качестве анкера.
4.31. Работы по устройству выемок в массивах с наличием подземного льда, бугров пучения, большого льдонасыщения, а также при вскрытии водоносных горизонтов следует выполнять по индивидуальным проектам. Разработку выемок в грунтах, содержащих подземный лед, и в подземных льдах следует выполнять при отрицательных температурах воздуха и заканчивать до наступления периода с положительной температурой.
4.32. Разработку выемок, в которых предусмотрена замена грунта основания, следует выполнять сразу на полный профиль с учетом глубины замены. Движение поездов в летнее время на таких участках до отсыпки дренирующего грунта и балластного слоя необходимо запрещать во избежание появления значительных деформаций основной площадки полотна.