Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Контроль качества приготовления смесей и устройства конструктивных слоев дорожных одежд

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРИГОТОВЛЕНИЯ СМЕСЕЙ И УСТРОЙСТВА КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
11.1. Контроль приготовления смесей
11.1.1. В процессе приготовления смесей контролируют:
качество исходных материалов;
точность дозирования минеральных материалов, кира и добавок, а также постоянство объема валиков каменных материалов, кира и готовой смеси;
порядок подачи компонентов смесей в смесительную установку;
температурный режим приготовления смесей;
продолжительность перемешивания смесей;
соответствие готовых смесей заданным составам и требованиям, изложенным в разделе 2 настоящей Инструкции;
соблюдение технологии производства работ смешением на дороге (полигоне) и соответствие готовых черных щебеночных смесей заданным составам и требованиям, изложенным в настоящей Инструкции;
влажность черных щебеночных смесей.
11.1.2. Контроль дозирования минеральных материалов, кира и добавок для смесей, постоянства объема валиков каменных материалов, кира и готовой черной щебеночной смеси включает следующие операции:
проверка работы дозирующих приспособлений (не реже 1 раза в месяц) и точности взвешивания минеральных материалов и киров;
определение содержания битума в смесях методом ускоренного экстрагирования 1 раз в смену, а также при изменении внешнего вида смеси;
проверка зернового состава минеральной части смесей после экстрагирования битума – 1 раз в месяц;
постоянства объема валиков каменного материала, кира и готовой черной щебеночной смеси (проверяется шаблоном через каждые 25 м).
11.1.3. При контроле температурного режима приготовления смесей определяют температуру нагрева минерального материала, кира, температуру смесей после выпуска из смесителя в кузове каждого автомобиля. Температуру контролируют с помощью термопар или термометров.
11.1.4. Качество готовой смеси проверяют в лаборатории испытанием образцов по ГОСТ 12801-84. Показатели физико-механических свойств образцов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к данному виду продукции настоящей Инструкции.
Для текущего лабораторного контроля качества смесей отбирают пробы:
одна – две в смену из каждого смесителя;
по 8 – 10 кг смеси на участок покрытия протяженностью в одну сменную захватку для черных щебеночных смесей, приготавливаемых смешением на дороге;
по 8 – 10 кг на объем черной щебеночной смеси приготавливаемой на полигоне, необходимый для обеспечения односменной строительной захватки.
11.2. Правила приемки смесей
11.2.1. Приемка и поставка смесей, приготовленных в установке, производится партиями по ГОСТ 9128-84.
11.2.2. При приемке и отгрузке горячей, теплой и холодной смеси, не предназначенной для хранения, партией считается количество смеси одного типа, выпускаемой одной смесительной установкой в течение смены, но не более 400 т.
11.2.3. При приемке холодной смеси, предназначенной для хранения, партией считается количество смеси одного вида, выпускаемой одной смесительной установкой в течение одной смены, но не более 200 тонн.
После приемки холодную смесь транспортируют на склад, где допускается ее перемешивание с остальной частью однотипной холодной смеси.
11.2.4. При отгрузке холодной смеси со склада в транспортные средства партией считается количество смеси одного вида, которое отгружается одному потребителю в течение суток для автомобильного транспорта и количество холодной смеси, отгружаемое в одном составе, для железнодорожного транспорта.
11.2.5. При приемке и отгрузке черной щебеночной (гравийной) смеси, приготовленной смешением на полигоне, партией считается количество смеси одного состава, отгружаемое в течение суток, но не более необходимого для выполнения одной сменной захватки на объекте строительства.
11.2.6. При приемке черной щебеночной (гравийной) смеси, приготовленной смешением на дороге, партией считается количество смеси одного состава на участке протяженностью в одну сменную строительную захватку.
11.2.7. Количество поставленной смеси определяется по массе. Смеси, отгружаемые в транспортные средства, взвешиваются на автомобильных или железнодорожных весах.
11.2.8. Для контроля качества смесей отбираются и испытываются по одной пробе из каждой партии. Отбор производят по ГОСТ 12801-84.
При контроле качества смесей определяются следующие показатели:
температура смеси при выпуске из смесителя;
зерновой состав и содержание битума;
водонасыщение;
набухание;
предел прочности при сжатии при 20 °С и 50 °С (только для горячих и теплых смесей);
коэффициент водостойкости;
слеживаемость (только для холодных смесей, предназначенных для хранения);
При контроле качества черных щебеночных (гравийных) смесей определяются следующие показатели:
зерновой состав и содержание вяжущего;
водонасыщение;
набухание;
предел прочности при сжатии при 20 °С;
коэффициент водостойкости;
слеживаемость.
11.2.9. Потребитель имеет право производить контрольные испытания на соответствие смесей требованиям настоящей Инструкции, соблюдая при этом порядок отбора проб по п. 11.2.10.
11.2.10. Для контрольных испытаний смесей, отгружаемых в автомобильный транспорт, отбираются по три пробы из каждой партии непосредственно из кузовов автомобилей. Для контрольных испытаний холодных смесей, отгружаемых в железнодорожные или водные транспортные средства, отбирают три пробы из каждого вагона или баржи. Каждую пробу отбирают при погрузке или разгрузке смеси из различных мест вагона или баржи с различной глубины слоя. Отобранные пробы не смешивают, а испытывают отдельно в следующем порядке:
при положительных результатах испытания первой пробы остальные пробы не испытываются;
при неудовлетворительных результатах испытания первой пробы испытывают вторую. В случае неудовлетворительных результатов партии смесь бракуется. При удовлетворительных результатах испытаний второй пробы испытывается третья и результаты испытаний считаются окончательными.
11.3. Транспортирование, маркировка и хранение смесей.
11.3.1. Горячие, теплые и холодные черные щебеночные смеси транспортируются к месту укладки автомобильным транспортом. Холодные смеси, кроме того, могут транспортироваться к месту укладки железнодорожным транспортом.
11.3.2. При погрузке в транспортные средства горячие и теплые смеси должны иметь температуры не ниже указанных в табл. 10 Инструкции.
11.3.3. Холодные асфальтобетонные и черные щебеночные смеси для слоев износа должны храниться в штабелях высотой не более 4 метров.
11.3.4. Холодные и черные щебеночные смеси перед погрузкой в транспортные средства или укладкой в штабель должны разрыхляться механическим способом.
11.4. Контроль устройства конструктивных слоев дорожных одежд.
11.4.1. В процессе укладки смесей и уплотнения устраиваемого слоя контролируют:
толщину и ширину слоя при распределении смесей;
ровность, поперечный профиль, степень уплотнения, толщину уплотненного слоя, геометрические размеры. Параметры построенного конструктивного слоя проверяют в соответствии со СНиП 3.06.03-85.
11.4.2. Для контроля качества покрытий отбирают керны или вырубки и испытывают в переформованном и неперфорированном состояниях по ГОСТ 12801-84 и сравнивают с требованиями Инструкции.
Пробы отбирают не ранее чем через 10 суток для горячих, теплых и 30 суток для холодных и черных щебеночных (гравийных) смесей после устройства покрытия и открытия по нему автомобильного движения. Пробы берутся в виде вырубок размером 20 ´ 20 см или кернов. Количество проб не менее 2 на 7000 м2.
11.4.3. Коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98 для горячих и теплых смесей и 0,96 для холодных и черных щебеночных смесей.
11.4.4. Перед устройством шероховатых слоев износа из черных щебеночных смесей контролируют:
готовность покрытия на участке дороги (чистота поверхности, отсутствие выбоин, пластических деформаций и разрушений на покрытии, ровность покрытия);
готовность машин и механизмов к работе;
правильность выбора размера щебня в зависимости от мягкости покрытия в соответствии с требованиями Инструкции ВСН 31-83;
температуру воздуха перед началом смены;
нормы расходов тяжелой высокосмолистой нефти и смеси в соответствии с требованиями ВСН 31-83. Расход нефти определяют аналогично определению расхода битума;
режим уплотнения;
равномерность распределения смеси.
11.4.5. После устройства шероховатого слоя износа необходимо своевременно установить на протяжении всей длины участка знаки, ограничивающие скорость движения автотранспорта и выполнить работу по оценке качества шероховатого слоя износа.
11.4.6. Оценка качества шероховатого слоя износа характеризуется коэффициентом приживаемости, определяемым по п. 5.4 ВСН 31-83, как отношение количества прижившегося щебня к норме его расхода. Для слоев с повышенной шероховатостью определяется коэффициент сцепления шины автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия и определится показатель качества в соответствии ВСН 31-83.

Exit mobile version