Возведение сооружений. Требования к грунтам и карьерам
5.32. Для намыва земляного полотна автомобильных и железных дорог, образования территорий под застройку промышленными и гражданскими зданиями следует применять несвязные грунты всех групп: песчаные, гравийные, галечниковые. Допускается применение супесей при обеспечении отмыва илистых и пылеватых фракций. Для намыва напорных земляных сооружений использование связных грунтов должно быть предусмотрено в проекте конструкции земляного сооружения.
5.33. Характеристики применяемых для намыва грунтов учитываются в проекте организации строительства.
Грунты, загрязненные вредными химическими веществами или болезнетворными бактериями, разрабатываются, транспортируются и укладываются со строгим соблюдением предписания органов здравоохранения и под их контролем. В проектах организации строительства должны предусматриваться мероприятия, устраняющие или сводящие до минимума распространение в окружающей среде вредных веществ и организмов (изоляция, обеззараживание и др.).
5.34. При намыве сооружений должен быть организован отвод (сброс) воды с помощью сбросных устройств. Система отвода воды и конструкция сбросных устройств определяются в проекте организации строительства с учетом типа намываемого сооружения, способов и схем намыва, а также с учетом требований к составу и качеству сбросной воды.
5.35. Каждая карта намываемого сооружения рассчитывается на прием всей пульпы, подаваемой на нее землесосными снарядами или установками, а также на отвод всей осветленной воды. Количество водосбросных колодцев на карте устанавливается проектом организации строительства.
При устройстве временных колодцев с укладкой сбросного коллектора или сбросных труб через бровку сооружения необходимо предохранить откосы от размыва.
5.36. В зависимости от несущей способности грунтов сбросные колодцы следует устраивать непосредственно на грунте, либо на искусственном основании.
Доступ к колодцу должен быть обеспечен мостками или с помощью плавсредств. Вокруг колодцев необходимо устраивать плавучие ограждения-боны для предохранения сбросной трубы от попадания в нее плавающих предметов.
5.37. Сбросные трубы следует укладывать с постоянным уклоном от колодца.
При необходимости переломов в горизонтальной плоскости их следует осуществлять через колодцы.
5.38. Для предупреждения всплывания сбросных труб в процессе намыва их пригружают. Размеры пригрузки определяются расчетом.
5.39. При намыве напорных сооружений для предупреждения контактной фильтрации вдоль сбросных труб следует устанавливать диафрагмы согласно проекту.
5.40. Распределительные пульповоды следует подсоединять к магистральным на стыке двух смежных карт.
5.41. При намыве грунта с целью создания площадок и территорий для строительства на них зданий и сооружений необходимо выполнять следующие требования:
распределительные трубы и сбросные устройства должны быть расположены с таким расчетом, чтобы пульпа выпускалась на участках, предназначенных под основания сооружений; нельзя допускать в этих местах образования прудков-отстойников;
при расположении сооружения или здания в пределах двух и более карт эти карты нужно намывать одинаковыми грунтами;
для обеспечения однородности намываемого грунта необходимо в процессе работы перекладывать пульповодные трубы на карте намыва.
5.42. Дамбы первичного обвалования рекомендуется возводить из песчаных или песчано-гравелистых грунтов.
Допускается возводить дамбы первичного обвалования из супесчаных, суглинистых и глинистых грунтов, лежащих в основании сооружения, но при условии отсыпки их вне проектного контура сооружения.
5.43. При намыве профильных сооружений на заболоченных или затопленных территориях дамбы первичного обвалования возводятся из предварительно намытого песчаного грунта.
5.44. Величина максимального превышения грунта над водной поверхностью при намыве на заболоченных или затопляемых территориях для обеспечения безопасного перемещения механизмов по намытой поверхности и устройства первичного обвалования должна составлять не менее: для гравийных грунтов 0,5 м, для песчано-гравийных – 0,7 м, для песчаных и мелкопесчаных – 1,0 – 1,3 м.
5.45. Гидравлическая укладка грунта должна обеспечить ему необходимую плотность и другие заданные проектом качественные характеристики, для достижения которых следует выбрать соответствующую технологию с учетом свойств намываемого грунта.
5.46. Равномерную раскладку грунта следует обеспечить при намыве земляного полотна автомобильных и железных дорог. При этом нельзя допускать образования застойных зон воды на поверхности карт, чтобы избежать отложений прослоек глинистых и пылеватых фракций. Равномерная раскладка грунта образуется при торцевых выпусках пульпы.
5.47. При намыве напорных сооружений следует применять рассредоточенное истечение пульпы из пульповода, смонтированного на опорах и оборудованного выпусками, с задвижками, либо применять тонкослойный безэстакадный способ намыва.
Обвалование на откосах, подлежащих креплению, следует выносить за контур сооружения частично или полностью согласно проекту организации строительства.
5.48. При возведении намывных сооружений с ядром сопряжение смежных карт намыва осуществляется по специальному проекту.
При возведении сооружения без ядра заложение торцового откоса опережающей карты определяется в проекте производства работ, а сопряжение смежных карт обеспечивается путем переработки грунта этого откоса струей пульпы.
5.49. Внешний откос дамбы обвалования определяется профилем сооружения и контролируется шаблонами.
5.50. Продольная ось прудка-отстойника должна быть параллельной оси сооружения; смещение оси прудка-отстойника от оси сооружения допускается в пределах, устанавливаемых проектом производства работ.
5.51. При намыве сооружений из мелкозернистых и пылеватых песков, а также супесей следует применять укладку грунта на две и более карты.
5.52. Двустороннюю схему укладки грунта следует применять при намыве широкопрофильных сооружений.
5.53. Основания под строительство зданий и сооружений предпочтительнее намывать из песчаных и песчано-гравийных грунтов.
Возможность использования глинистых грунтов (супесь, суглинок, глина) для намыва оснований решается в каждом отдельном случае проектом организации строительства.
5.54. При намыве территорий и площадей с целью инженерной подготовки земляное полотно существующих железнодорожных путей и автомобильных дорог, а также другие сооружения, расположенные в районе намыва, должны быть защищены от повреждения и подтопления, что должно быть учтено в проекте.