ИЗЫСКАНИЯ ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДОТОКИ
5.1. При трассировании лесохозяйственных автомобильных дорог следует использовать мостовые переходы ближайших автомобильных дорог через большие водные преграды, глубокие ущелья, железнодорожные линии МПС и т.п.
5.2. Настоящий раздел определяет объем и состав изыскательских работ, необходимых для разработки проектно-сметной документации на строительство малых водопропускных сооружений и средних мостов на лесохозяйственных автомобильных дорогах. Методы и способы производства работ и расчетов приводятся в Наставлениях по проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки (НИМП-72).
5.3. В случаях трассирования переходов через малоизученные водотоки при особо сложных режимах рек или при активных русловых процессах, а также участков трассы, находящихся в зоне подтопления и проходящих по долинам горных рек, перечень и объем топографических, гидрометеорологических*, инженерно-геологических изысканий определяются главным инженером проекта в зависимости от изученности района строительства, стадийности проектирования и в соответствии с требованиями действующих инструкций и наставлений на отдельные виды работ.
* Сведения по гидрологии, гидрографии, геоморфологии, климату должны быть достаточны для оптимальных технических решений. При проектировании искусственных сооружений в составе дороги сведения о климате района изысканий могут быть получены при сборе экономических данных.
5.4. Створ мостового перехода следует размещать на участках долины реки с наиболее узкими поймами, расположенными на высоких отметках. Направление створа перехода выбирают нормальным к направлению долины и русла реки и, по возможности, приближают его к прямой воздушного направления трассы. Углы поворотов трассы в пределах поймы допускаются только при их технико-экономическом обосновании.
Косое пересечение реки, а также расположение моста на кривой должны быть обоснованы сравнением вариантов.
5.5. Следует избегать прокладки трассы по конусам выноса селевых водотоков. Селевые водотоки наиболее целесообразно пересекать с таким расчетом, чтобы можно было пропустить селевой поток под сооружением дороги. Для этого трассу следует прокладывать нормально к потоку выше места изменения уклонов выраженного (в косогорах) лога и конуса выноса (как правило, в начале конуса выноса) так, чтобы береговые опоры можно было бы располагать на коренных берегах косогоров. При невозможности или нецелесообразности выполнения этого требования трассу располагают по нормали к образующей конуса, по кривой с углом поворота, равным углу растечения потока на конусе выноса, с последующим устройством брода-лотка.
5.6. Прокладку трассы по косогорам в местах устройства бродов-лотков необходимо осуществлять таким образом, чтобы была возможность создания искусственного углубления при помощи обратных уклонов в продольном профиле величиной не менее 40 ‰ и не более руководящего, принятого для данной дороги.
5.7. В состав изысканий для разработки предпроектных документов ТЭО (ТЭР) мостовых переходов, лесохозяйственной автодороги входят:
– сбор материалов: топографических карт, лесоустроительных, геологических, климатических и других данных по объекту изысканий, а также сведений о работе существующих мостовых переходов через пересекаемый водоток;
– трассирование вариантов перехода по планам и картам;
– определение границ водосборных бассейнов;
– расчеты стока;
– составление по картографическим данным профилей живых сечений и морфостворов по вариантам перехода;
– выбор наиболее конкурентоспособного варианта для последующего полевого трассирования.
В сложных условиях (при устройстве сооружений через железнодорожные пути, в пределах застроенных территорий, на водотоках с блуждающими и меандрирующими руслами, на поймах с многорукавностыо и т.д., при отсутствии картографического материала нужного масштаба и др.) может проводиться полевое обследование вариантов, а также инструментальные или полуинструментальные работы по уточнению живого сечения водотока, морфостворов и геологического строения места перехода.
5.8. В состав изыскания для разработки проекта входят:
– обследование камерально затрассированных по топографическим картам и геологическим данным мест перехода и выбор наилучшего варианта пересечения водотока;
– топографическая съемка места мостового перехода в масштабе 1:1000 – 1:2000 (в зависимости от сложности местных условий) площадью, достаточной для проектирования регуляционных сооружений, дноукрепительных работ, размещения морфостворов, а также площадки складирования строительных конструкций;
– инженерно-геологическое обследование выбранного места перехода (не менее трех выработок: две – по берегам, одна – в русле).
5.9. Состав изысканий для разработки рабочей документации определяется главным инженером проекта после разработки и утверждения проекта и может включать:
– вынос в натуру оси мостового перехода (в случае, когда ось перехода на стадии «Проект» трассировалась по плану с горизонталями);
– проходку геологических выработок под каждую опору запроектированного моста, регуляционные сооружения и подходы к мосту;
– дополнительную топографическую съемку под регуляционные, водоотводные и другие сооружения, если выполненной для стадии «Проект» съемки недостаточно.
5.10. В состав изысканий для разработки рабочего проекта мостового перехода должны входить работы, выполняемые для стадий «Проект» и «Рабочая документация».
5.11. Для разработки рабочих проектов малых искусственных сооружений, как правило, выполняются:
– обследование камерально затрассированных по топографическим картам мест переходов и выбор наилучшего варианта;
– комплекс топографо-геодезических, гидрометеорологических работ, приведенных в табл. 1, и инженерно-геологических работ (табл. 3).