Закрепление трасс, осей и опорных сетей инженерных сооружений
3.4.1. Плановое положение точек и линий восстановленных трасс, осей мостовых переходов, подходов к ним и точек опорных сетей всех искусственных сооружений надежно закрепляется на местности столбами или деревянными кольями с соответствующей маркировкой всех закрепительных знаков.
3.4.2. Углы поворота трассы закрепляют четырьмя знаками: в вершине угла (на месте установки теодолита) забивают потайной колышек вровень с поверхностью земли и вокруг него выкатывают канаву глубиной 10 – 15 см, радиусом 0,7 м (рис. 3.10). На расстоянии 2 м по направлению наружной биссектрисы угла закапывают угловой опознавательный столб. На продолжении сторон угла, за пределами предстоящих земляных работ, закапывают еще два опознавательных столба (рис. 3.11). Вершину угла поворота привязывают к двум-трем постоянным предметам местности.
3.4.3. Разрешается закреплять углы поворота с помощью четырех створных столбов (рис. 3.12). При этом каждые два столба ставят на продолжении сторон угла за пределами земляных работ.
3.4.4. Если вершина угла поворота трассы размещается за пределами строительных работ, то ее закрепляют насыпным конусом земли высотой 0,5 м (рис. 3.13) диаметром 1,3 м. Кол в вершине угла забивают вровень с землей, вокруг него выкапывают канавку глубиной 10-15 см радиусом 0,7-0,8 м. На расстоянии 15-20 см от кола ставят сторожок с обозначением номера угла поворота и его пикетажного положения.
3.4.5. Для закрепления на местности отдельных проектных участков трассы в концах каждого из них устанавливают осевые створные столбы (рис. 3.14). На длинных прямолинейных участках одного уклона их сгущают, устанавливая в пределах визуальной видимости дополнительные створные столбы, но не ближе чем через 1 км на трассах дорог в равнинной и слабопересеченной местности и 0,5 км в сильно пересеченной, горной в таежной местностях. Точки трассы, отделяющие каждый проектный участок от другого, считаются основными.