Осмотр несущих конструкций железобетонных, бетонных и каменных пролетных строений

ОСМОТР НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ, БЕТОННЫХ И КАМЕННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ
6.1. При осмотре железобетонных, бетонных, каменных пролетных строений следует проверять состояние несущих конструкций, правильность сопряжения сборных элементов и опирания пролетных строений на опорные части, выявлять места увлажнения и загрязнения несущих элементов, повреждения бетона и арматуры, а также видимые невооруженным глазом общие деформации – провисание главных балок, смещения и выгибы из вертикальной плоскости несущих элементов.
6.2. В элементах конструкций следует выявлять места фильтрации воды и выщелачивания бетона, пятна ржавчины на бетонной поверхности, трещины, раковины и сколы в бетоне и кладке, разрушение отдельных участков массива и стыков, обнажения и коррозию арматуры и закладных деталей, нарушения, и повреждения в местах сопряжений сборных элементов, отслоения защитного слоя бетона и наружных покровных слоев (штукатурки, торкретбетона, лещадок раствора), остатки дерева опалубки в бетоне и участки разрушения бетона и арматуры, вызванные ударами проходящего транспорта и другими механическими воздействиями.
6.3. Во всех случаях необходимо обращать внимание на участки бетонной поверхности с пятнами ржавчины, что указывает на нарушение водонепроницаемости бетона или на недостаточный защитный слой арматуры. Такие участки – очаги разрушения бетона вследствие коррозии арматуры.
6.4. Особое внимание следует обращать на появившиеся трещины в бетоне и кладке, а при обнаружении трещин выяснить причину их образования и характер развития. Необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:
усадочные трещины появляются в период твердения бетона и, впоследствии стабилизируясь, носят беспорядочный характер;
температурно-усадочные трещины возникают на границе соприкосновения материалов (бетонов) с различными коэффициентами линейного расширения; они изменяют свое раскрытие в определенном диапазоне (в зависимости от колебаний температуры) и, как правило, во времени они развиваются очень медленно;
силовые трещины образуются от воздействия силовых факторов и могут развиваться во времени с различной интенсивностью. Как правило, они расположены нормально к действию силы в растянутой зоне и параллельно или под углом в сжатой.
Исследуя трещины, необходимо учитывать, что усадочные и температурно-усадочные могут оказывать влияние в основном на долговечность конструкций, а силовые – как на долговечность, так и на грузоподъемность.
6.5. При обследовании трещин следует проверять размер их раскрытия, так как с увеличением ширины трещины возрастает опасность коррозии арматуры. В конструкциях с обычной стержневой арматурой безопасными от коррозии можно считать трещины с раскрытием до 0,3 мм в обычных условиях и до 0,2 мм при агрессивной окружающей среде. Однако с уменьшением диаметра и повышением прочности арматуры опасность коррозии возрастает.
Обнаруженные трещины следует фиксировать и замерять их раскрытие в наиболее широком месте. Для измерения могут быть использованы лупы с делениями и щупы (набор тонких пластин различной толщины). Используя пластины, можно проверить ширину трещины в двух-трех местах по ее длине.
6.6. Оценивая опасность трещин, следует учитывать их расположение, интенсивность развития и общее состояние конструкции. Внешними признаками, характеризующими опасное развитие трещин, служат потеки ржавчины на поверхности бетона или белые потеки выщелачивания раствора по трещинам, а также сколы бетона около трещин и чрезмерные деформации конструкций.
6.7. Интенсивность развития трещин необходимо определять по данным длительных наблюдений или по результатам сравнения натурных измерений при последнем осмотре с более ранними.
6.8. Для проверки качества бетона конструкции следует определять его плотность или прочность, используя для этого: эталонные молотки (типа молотка Кашкарова), склерометры (типа ПМ, Московского завода «Коммунальник»), ультразвуковые приборы (типа «Бетон 5М» или УК 10П) и др. Для более точного определения прочности бетона необходимо образцы вырезать из кладки. При отсутствии соответствующих приборов или возможности изъять образцы из кладки прочность бетона может быть определена очень приближенно с помощью обычного молотка массой 0,3-0,4 кг, которым наносят удары по бетонной поверхности. Если в этом случае на бетонной поверхности образуются глубокие следы (вмятины), то бетон имеет марку до 100. При марке в пределах 100-200 бетон обычно имеет заметный след и звонкий звук, а при более высокой – след мало заметен.
Скрытые дефекты вблизи поверхности такие, как пустоты, отслоение бетона или очень слабый бетон могут быть выявлены путем остукивания поверхности бетона тем же молотком. Плотный бетон издает звонкий звук, а с указанными дефектами – глухой.
6.9. Для определения состояния арматуры в бетоне или ее расположения отдельные участки бетона вскрывают до арматуры. Такая необходимость возникает, как правило, в случае, если фактическую грузоподъемность устанавливают при отсутствии проектной документации или определяют характер повреждения арматуры (ее коррозии или разрыва) при чрезмерных деформациях элемента (при трещинах более 0,5 мм, потеках ржавчины и пр.).
6.10. Необходимо осматривать все места сопряжений и объединений сборных элементов между собой и с монолитными конструкциями и обращать особое внимание на места, где были допущены при строительстве отклонения от проекта. При этом следует в сопряжениях и объединениях выявлять наличие таких дефектов, как слабый или неуплотненный бетон омоноличивания, трещины и сколы, несоосное объединение элементов, отсутствие накладных деталей или сварных накладок в объединениях на сварных накладках, некачественное выполнение монтажных сварных швов (непровар, пористость или прерывистость шва, «прихватка» и пр.).
6.11. При осмотре несущих конструкций балочных пролетных строений необходимо проверять состояние плиты проезжей части (главным образом, нижней ее поверхности), главных балок, диафрагм или поперечных балок.
В этих конструкциях, прежде всего, следует выявлять наличие трещин в бетоне: поперечных в растянутой зоне, продольных и косых в сжатой зоне, наклонных в приопорных участках, продольных вдоль напрягаемой арматуры, в местах ее анкеровки, опорных узлах, диафрагмах, стыках составных конструкций.
6.12. В главных балках особое внимание следует обращать на появление трещин и сколов в бетоне сжатой зоны, частых поперечных трещин в зоне растянутой арматуры с раскрытием более 0,3 мм и косых сквозных трещин в балках и диафрагмах, что свидетельствует о нарушении нормальной работы элемента и необходимости срочного его ремонта или усиления.
Частые поперечные трещины в растянутой зоне изгибаемых элементов из обычного железобетона при раскрытии более 0,5 мм служат признаком серьезного повреждения элемента. При наличии таких дефектов необходимо определить возможность дальнейшей эксплуатации элемента.
6.13. В сборных балочных пролетных строениях следует проверять состояние стыков балок по диафрагме или по плите проезжей части (при бездиафрагменных пролетных строениях), так как нарушение соосности полудиафрагм, плохое качество уплотнения бетона омоноличивания, отсутствие сварных соединений полудиафрагм или некачественное их выполнение ведут к нарушению проектной схемы работы пролетного строения в целом, т.е. к изменению распределения усилий между балками.
Признаками нарушения расчетной схемы работы главных балок пролетного строения служат сквозные трещины по всей высоте диафрагм, разрывы сварных соединении или отсутствие объединения балок, а в бездиафрагменных пролетных строениях – продольные трещины по длине стыка в плите между соседними балками. Работу таких пролетных строений необходимо проверять при испытании.
6.14. При осмотре несущих конструкций пролетных строений из предварительно напряженного железобетона необходимо учитывать повышенную опасность коррозии высокопрочной арматуры и склонность конструкций к развитию общих деформаций за счет ползучести бетона. В таких конструкциях следует выделять продольные трещины в зоне расположения проволочной высокопрочной арматуры и поперечные трещины в растянутой зоне, свидетельствующие о полной или частичной потере предварительного напряжения в арматуре. При обнаружении в растянутой зоне поперечных трещин с раскрытием 0,1 мм и более необходимо проверить значение прогиба или выгиба элемента, выявить причины образования дефекта и определить возможность и условия дальнейшей эксплуатации конструкции.
В предварительно напряженных балках необходимо также проверять наличие трещин в опорных узлах, в местах анкеровки напрягаемой арматуры и в зоне стыков сборных блоков, что наиболее характерно для сухих стыков. Такие трещины свидетельствуют о местных перенапряжениях бетона.
6.15. В мостах с подвесными пролетными строениями следует выявлять также наличие трещин и сколов бетона в местах опирания подвесных пролетных строений, а в неразрезных и консольных пролетных строениях – поперечных трещин в надопорных участках. Аналогичные трещины нужно выявлять в этих конструкциях при заклинивании подвижных опорных частей или неравномерной осадке опор.
6.16. При осмотре массивных каменных, бетонных и железобетонных арок и сводов необходимо, прежде всего, проверять участки (сечения), соответствующие замку, четверти и пяте арки, где могут быть трещины. Если над аркой или сводом имеется сплошная кладка, то трещины могут возникнуть по всей ее высоте. Трещины в стойках надарочного строения могут возникать при отсутствии в них шарниров и небольшой их длине.
6.17. В плитных пролетных строениях следует проверять состояние плит и швов между плитами. Наиболее правильно оценить состояние швов могут мостостанции путем загружения пролетного строения временной нагрузкой и измерения прогибов в середине пролета по ширине моста. Скачкообразное распределение прогибов между плитами свидетельствует о неудовлетворительном состоянии швов.
6.18. Осматривая пролетные строения, следует обращать внимание на нарушения опирания их на опорные части и опоры, так как неправильная установка (размещение) балок (дефект, как правило, строителей) приводит к сколам ригеля под балками и торцов балок, а также к нарушению работы пролетных строений на температурные воздействия при отсутствии зазора между балками соседних пролетов и пр.

Без категорії

admin

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code