Укладка и уплотнение горячих асфальтобетонных смесей слоями увеличенной толщиной (до 20 см)
5.142. Асфальтобетонные смеси слоями увеличенной толщины укладывают при устройстве оснований в случаях, предусмотренных п. 2.6.
5.143. Приготовление, укладка и уплотнение смесей при устройстве слоев увеличенной толщины осуществляют в соответствии с приведенными правилами производства работ и нижеследующими рекомендациями.
5.144. Для укладки асфальтобетонных смесей рекомендуется применять асфальтоукладчики преимущественно новых моделей с шириной укладываемой полосы 7,5 м и приемным бункером 8 т и более или осуществлять укладку двумя спаренными укладчиками с шириной укладываемой полосы по 3,5 м. Для обеспечения хорошего сопряжения смежных полос интервал между укладчиками должен быть не менее 5 – 10 м.
При укладке одним укладчиком полосы шириной 3,5 м длина захвата должна быть не более 60 – 100 м в зависимости от толщины слоя, вязкости применяемого битума и температуры воздуха. Для нормальной работы машин необходимо обеспечить подачу асфальтобетонной смеси не менее 60 т/ч на каждый укладчик при ширине укладки 3,5 м.
5.145. Для обеспечения темпа укладки рекомендуется оборудовать смесители обогреваемыми накопительными бункерами общей емкостью, равной трехчасовой производительности завода.
5.146. Основание из необработанных минеральных материалов или укрепленных небольшими дозами цемента или шлака, на которое укладывается асфальтобетонная смесь, рекомендуется подгрунтовывать 30 %-ной битумной эмульсией за 2 – 3 ч до укладки смеси в количестве 1 л/м2, или обрабатывать раствором хлористого кальция, распределяемого за сутки до начала работ.
5.147. При укладке слоя увеличенной толщины обязательна установка боковых упоров, предотвращающих раскатывание и разрушение кромки слоя. В качестве боковых упоров наиболее целесообразно использовать присыпные обочины и бортовые камни, а также рельс-формы или деревянные брусья прямоугольного сечения, высота которых должна быть равна толщине слоя.
5.148. Брусья устанавливают на основание и фиксируют их положение с внешней стороны штырями (2 шт. на брус длиной 4 – 5 м). Упоры следует устанавливать по ходу движения укладчиков на 0,4 – 0,5 длины сменной захватки.
5.149. Если укладка полосы прерывается на время большее периода остывания смеси, то заканчивать полосу также следует упорным брусом, устанавливаемым перпендикулярно к оси дороги вплотную к слою уложенной асфальтобетонной смеси. За брусом необходимо устроить съезд для уплотняющих машин, чтобы обеспечить возможность уплотнения уложенной смеси по всей площади.
5.150. Слои увеличенной толщины уплотняют самоходными катками на пневматических шинах, моторными катками с гладкими вальцами, а также виброкатками.
Одним из преимуществ уплотнения слоев увеличенной толщины является сохранение высокой температуры в уплотняемом слое в течение длительного времени. При толщине слоя 15 см и температуре воздуха 18 – 20 °С снижение температуры смеси со 145 до 70 °С (нижний предел, за которым уплотнение неэффективно) происходит за 3 – 3,5 ч, а в слое толщиной 9 см – за 2 – 2,5 ч.
5.151. Количество и тип уплотняющего оборудования назначают исходя из темпа устройства слоя, вида уплотняемого материала и температуры его укладки.
5.152. Уплотнение слоев толщиной более 10 см следует начинать самоходными катками на пневматических шинах. Заканчивать уплотнение следует гладковальцовыми металлическими катками: двухосными двухвальцовыми или трехосными трехвальцовыми. Такой режим укладки обеспечивает требуемую ровность слоя.
5.153. Скорость движения катков на пневматических шинах при первых двух – трех проходах по одному следу не должна превышать 2 – 3 км/ч, последующие проходы можно делать со скоростью 12 – 15 км/ч.
5.154. Давление воздуха в шинах катка в начале укатки должно быть не более 3 × 105 Па (3 кгс/см2), а на заключительном этапе уплотнения 6 × 105 – 8 × 105 Па (6 – 8 кгс/см2).
5.155. При уплотнении смесей с содержанием щебня более 50 % допустимо использовать вибрационные катки, при этом первые два – три прохода по одному следу каток делает с выключенным вибратором, затем три – четыре прохода с включенным. После работы вибратора доуплотнение и выравнивание поверхности выполняют с помощью тяжелого трехосного трехвальцового катка.
При уплотнении виброкатком малощебенистых смесей температура в уплотненном слое в начале работы катка должна быть не выше 80 – 90 °С.
5.156. Требуемая плотность слоя увеличенной толщины (до 20 см) достигается при шести – восьми проходах катков на пневматических шинах и четырех – шести проходах тяжелых гладковальцовых катков или при двух – четырех проходах легких и 12 – 20 проходах тяжелых гладковальцовых катков.
Режим уплотнения для данной смеси необходимо отработать в первый день укладки, выполнив пробное уплотнение в нескольких режимах и определив степень уплотнения слоя.
5.157. Ровность слоя увеличенной толщины достигается:
а) применением асфальтобетонных смесей с содержанием зерен крупнее 5 мм в количестве, необходимом для создания в слое пространственного каркаса (50 – 65 %);
б) применением смесей с оптимальным количеством битума, определенным при предельно возможном уплотнении образцов;
в) уплотнением слоя катками на пневматических шинах и выравниванием тяжелыми катками с гладкими вальцами;
г) обеспечением нормативной ровности подстилающего слоя;
д) непрерывностью потока производственного процесса по устройству слоев.