Инструкция по охране труда медников при выполнении кузовных и медницко-жестяницких работ
I. Общие положения
1. К выполнению кузовных и медницко-жестяницких работ допускаются лица, специально обученные и допущенные к работе, проинструктированные на рабочем месте и усвоившие безопасные методы работы и приемы их выполнения в объеме данной Инструкции; аттестованные на II квалификационную группу по технике безопасности, умеющие оказывать первую помощь при поражении электрическим током, ожогах кислотой, отравлении свинцом и других несчастных случаях, знающие Правила пожаротушения.
II. Требования к работающим
А. До начала работы
2. Надеть рабочую одежду таким образом, чтобы она не стесняла движений и не имела развевающихся и свисающих концов.
3. Осмотреть свое рабочее место, убрать все из-под ног, освободить ходы и не загораживать их.
4. Убедиться, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза.
5. Убедиться в работе приточно-вытяжной вентиляции.
6. Подготовить к резке материал, уложить его так, чтобы он не мешал работе.
7. Проверить наличие и исправность необходимых для работы инструментов и приспособлений, индивидуальных средств защиты, подмостков, приставных лестниц и лестниц-стремянок, паяльных ламп.
Б. Во время работы
8. Рабочее место содержать в чистоте и порядке, не загромождать проходы.
9. Быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами.
10. Ремонтируемые кабины и кузова устанавливать и надежно закреплять на специальных подставках (стендах).
11. Перед правкой крыльев и других деталей из листовой стали очищать их от ржавчины металлической щеткой. Очищать их следует у щелевого местного отсоса.
При правке крыльев и других деталей они должны устанавливаться на специальные оправки. Запрещается править детали, находящиеся на весу.
12. При совместной работе с жестянщиками и электросварщиками: согласовывать свои действия с ними; иметь защитные очки или маски и рукавицы; выполнять инструкции по охране труда для электросварщиков, газосварщиков и газорезчиков.
13. При изготовлении деталей и заплат из листовой стали, а также при вырезке поврежденных мест острые углы, края и заусенцы должны зачищаться.
При вырезке газовой сваркой поврежденных мест стенок кабины или кузова, а также при сварке запрещается придерживать заплаты руками.
14. При работе с пневматическим резаком, прежде чем подать воздух, необходимо установить резак в рабочее положение.
15. Переносить, править и резать детали из листового металла следует только в рукавицах.
16. Резать металл следует ножницами так, чтобы на краях заготовки не осталось несрезанных заусенцев.
При резке листового металла на механических ножницах запрещается подавать металл, держа руки против режущих роликов.
При необходимости косого среза листовой металл следует начинать резать с той стороны, где угол между линией отреза и краем металла ближе к прямому углу.
В процессе работы обрезки металла складывать в специально отведенное место (ящики).
17. Наждачный камень для выравнивания швов, насаженный на конец гибкого вала, должен иметь защитный кожух. Работать без защитного кожуха запрещается.
18. При обслуживании и ремонте автобусов, кабин и т. д. применять подмостки и переносные лестницы-стремянки.
Места установки подмостков и приставных лестниц-стремянок на участках движения автотранспорта или людей надлежит ограждать или охранять.
19. Запрещается; работать на случайных подставках (бочки, ящики и т. д.); класть на ступени лестниц-стремянок инструменты и другие предметы; применять лестницы, обитые гвоздями, без перекладин в тетивы; работать с неисправных и неиспытанных приставных лестниц и лестниц-стремянок.
20. Работы, связанные с выделением вредных испарений, а также работы по зачистке деталей перед пайкой или лужением, выполнять на рабочих местах, оборудованных вентиляцией.
21. Пайку тары из-под легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) производить после ее тщательной обработки.
При ремонте тары из-под горючих жидкостей (ГЖ) и топливных баков необходимо предварительно промыть их горячей водой, пропарить острым паром, снова промыть каустической содой и просушить горячим воздухом до полного удаления следов ГЖ и ЛВЖ.
Запрещается ремонтировать (сварка, клепка, пайка и т. д.) металлическую тару из-под горючих жидкостей соответственно до ее промывки или обезвреживания.
Сварку или пайку производить при открытых пробках.