ПРОЛОЖЕНИЕ ТРАССЫ
41. При трассировании должны быть произведены все необходимые улучшения плана существующей дороги, спрямление и устранение чрезмерной извилистости, обеспечение видимости, увеличение радиусов кривых с введением переходных кривых, улучшение пересечений с железными, автомобильными дорогами и водотоками, улучшение прохода через населенные пункты или их полный обход.
42. При трассировании учитываются следующие основные факторы, определяющие положение трассы:
а) необходимость улучшения плана дороги и смягчение продольного профиля;
б) степень ценности существующего земляного полотна и дорожной одежды;
в) соотношение ширины существующей и вновь проектируемой проезжей части;
г) наличие и ценность водопропускных и специальных инженерных сооружений;
д) степень сложности мероприятий по обеспечению движения транспорта в период реконструкции дороги;
е) ценность занимаемых угодий, сносимых строений и т.д.;
ж) наличие подземных коммуникаций.
Прежде чем принять решение о положении трассы на том или ином участке реконструируемой дороги, по материалам проектирования прошлых лет и данным службы эксплуатации выясняют целесообразность использования существующей дорожной одежды и земляного полотна. Если, например, прочность существующей дорожной одежды значительно ниже требуемой прочности при перспективном движении, а земляное полотно требует подъемки (низкие отметки при необеспеченном водоотводе, пучины, сильная зависимость снегом или песком и др.), целесообразно отказаться от совмещении трассы с существующей дорогой, сохранив последнюю для движения транспорта в период строительства дороги по новому направлению.
43. В случае сохранения плана реконструируемой дороги, трасса, как правило, совмещается с осью существующей дорожной одежды.
44. При принятии решения о проложении трассы по новому направлению, производится подробное описание всех элементов существующей дороги, для использования этих данных при обосновании принятого решения.
Если окончательно установить преимущество того или другого направления трассы не представляется возможным, то изыскания должны быть произведены как по существующей дороге, так и по новому направлению, а выбор рекомендуемого направления производится при проектировании, на основании технико-экономического сравнения вариантов.
45. Улучшение трассы, проходящей через населенный пункт, может быть сделано путем перенесения дороги на прямые и более широкие улицы, хотя и расположенные в стороне от центра, или путем полного обхода населенного пункта.
46. Участки дороги с большим количеством кривых малых радиусов, значительными продольными уклонами и недостаточной видимостью реконструировать путем исправления отдельных мест не рекомендуется. В таких случаях, целесообразнее перетрассировать весь участок по новым техническим нормативам, оставив старую дорогу для местного движения.
При реконструкции горных дорог с серпантинами сначала должна быть проверена возможность их полного исключения за счет прокладки новой трассы или же замены их закруглениями типа «петель» с применением возможно больших радиусов.
47. При совмещении трассы с осью существующей дороги трассирование начинают с определения положения оси покрытия на прямых участках дороги и установления положения вершин углов.
Положение оси определяют несколькими промерами ширины земляного полотна и проезжей части с фиксацией осевых точек дороги вехами. Вехи, выставленные таким образом, выравниваются по теодолиту в прямую линию. Если при этом трасса, на отдельных значительных по протяжению участках, смещается настолько, что возникает необходимость уширения дорожной одежды с одной стороны, при наличии излишней ширины с другой ее стороны, – вводятся дополнительные трассировочные углы.
Угломерные работы в целом выполняются в соответствии с действующими инструкциями и наставлениями.