Обнаружение и устранение неисправностей в системе зажигания
1. Зажигание не действует – нет искры, хотя все другие приборы электрооборудования (стартер, звуковой сигнал, приборы освещения) действуют нормально. В этом случае необходимо:
а) Проверить, нет ли обрыва в первичной цепи (в цепи низкого напряжения). Место обрыва находят контрольной лампочкой. Установить контакты прерывателя в разомкнутое состояние и включить зажигание. Подсоединить концы проводов контрольной лампочки: один – к массе, другой – к изолированной клемме прерывателя. Если лампочка горит, то неисправность – в прерывателе (необходимо проверить проводники и контакты), а если не горит – повреждение в цепи по направлению к аккумуляторной батарее. При этом необходимо конец провода контрольной лампочки переносить с изолированной клеммы прерывателя последовательно на клеммы Р, ВК, ВК-Б катушки зажигания и вариатора (добавочного сопротивления), клемму стартера, КЗ иAMзамка зажигания и далее – к аккумуляторной батарее. На автомобилях ЗИЛ-131 и «Урал-375» – от клеммы ВК на клеммы фильтра первичной цепи катушки зажигания, клеммы добавочного сопротивления, клеммы КЗ иAMзамка зажигания (на автомобиле «Урал-375» – через предохранитель и клемму включателя стартера).
Загорание лампочки на какой-либо из перечисленных по порядку клемм свидетельствует о том, что обрыв или перегорание проводника на участке между двумя последними проверенными клеммами. Например, если лампочка при касании клеммы Р не горит, а при касании клеммы ВК загорается, значит, обрыв – в первичной обмотке катушки зажигания; если лампочка не горит при касании клеммы ВК, а загорается при касании клеммы ВК-Б (на автомобилях ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130, ГАЗ-53А, ГАЗ-51 и других) – обрыв вариатора и т.д.
Вариатор (добавочное сопротивление) и замок зажигания можно проверить так же, закорачивая их отрезком провода.
Безусловным свидетельством обрыва или перегорания вариатора является то, что при запуске двигателя стартером (вариатор закорочен) зажигание действует, а как только стартер выключают, двигатель моментально глохнет.
При поисках места обрыва не следует забывать, что ослабление или окисление зажимов на клеммах может дать такой же результат, как и обрыв цепи (отсутствие тока). Поэтому места соединений необходимо проверять особенно тщательно. При обрыве внутри катушки зажигания, замка зажигания и перегорании вариатора их необходимо заменить.
Большой зазор между контактами прерывателя (контакты не замыкаются) устраняется регулировкой. Грязные и замасленные контакты протирают чистой тряпочкой, смоченной в бензине. Обгоревшие контакты зачищают надфилем толщиной не более 1 мм.
б) Проверить, нет ли замыкания первичной цепи (цепи тока низкого напряжения) на массу. Если стрелка амперметра при проворачивании коленчатого вала, немного отклонившись, остается неподвижной, то замыкание на массу следует искать в цепи от катушки зажигания до контактов прерывателя, так как величина тока согласно показаниям амперметра небольшая. Если замыкание на участке от батареи до катушки зажигания, то это короткое замыкание; при этом ток достигает очень больших значении (стрелка амперметра сильно отклоняется на разряд) и провода начинают гореть.
Прежде всего необходимо проверить размыкание контактов прерывателя и при необходимости установить нормальный зазор между ними. Поставить контакты прерывателя на размыкание (стрелка амперметра по-прежнему показывает разрядку, так как замыкание еще не устранено) и искать замыкание путем отключения отдельных элементов цепи. Как только стрелка амперметра вернется к нулю, значит, место замыкания находится в отключенном элементе.
Если при отключении конденсатора стрелка амперметра вернется на нуль, значит, он неисправен. Его необходимо заменить, он пробит на массу.
В дальнейшем замыкание отыскивается во внутренней цепи прерывателя, в проводе, подходящем к нему, и катушке зажигания.
В случае короткого замыкания все потребители не действуют, появляется запах горящей резины (горит изоляция проводов). В этом случае надо немедленно отсоединить провод от аккумуляторной батареи, определить место короткого замыкания и устранить его. В крайнем случае, когда замыкание грозит пожаром, необходимо энергичным движением оторвать тонкий провод от клеммы стартера, где этот провод соединяется с толстым проводом батареи.
Место короткого замыкания определяется путем последовательного отсоединения проводников и проверки оставшегося участка с помощью контрольной лампочки.
Например, отсоединить толстый провод от клеммы стартера и через переносную лампочку соединить его с массой. Если лампочка горит, то короткого замыкания нет, провод соединить с клеммой стартера; если же лампочка не горит или горит слабо (при исправной аккумуляторной батарее), то имеет место короткое замыкание на участке цепи от батареи до стартера. Устранить замыкание, изолировав провод или заменив его. Затем отсоединить проводаorамперметра, замка зажигания и т.д. и указанным выше способом обнаружить место короткого замыкания.
Предостережение.Необходимо помнить, что все приборы электрооборудования при неработающем двигателе питаются от аккумуляторной батареи и их электрические цепи соединяются с клеммами амперметра и замка зажигания, поэтому при возникновении короткого замыкания водитель может допустить ошибку в проверке цепи тока низкого напряжения в системе зажигания. В связи с этим рекомендуем при отыскании короткого замыкания в цепи тока низкого напряжения все провода посторонних целей на время проверки отсоединить.
в) Обнаружить неисправность во вторичной цепи (в цепи тока высокого напряжения). При поисках неисправностей в цепи тока высокого напряжения необходимо прежде всего убедиться в исправности изоляции проводов. Для уточнения места неисправности пользуются методом исключения. Вытащить центральный провод из распределителя, поднести его к массе на расстояние 5 – 7 мм и, вращая коленчатый вал, проверить наличие искры. Если искра есть, значит, вся система зажигания до распределителя исправна. Незаметная трещина в крышке распределителя или роторе, грязь и влага могут привести к тому, что ток высокого напряжения будет замыкаться на массу в этих деталях и искры в свечах не будет. Ротор можно проверить следующим образом. Не снимая ротор с места, поднести к его контактной пластине центральный провод от катушки зажигания с зазором 2 – 3 мм и размыкать контакты прерывателя рукой. Если ротор цел, искры не должно быть. Наличие искры указывает на наличие трещины в роторе.
Если между центральным проводом и массой (на расстоянии 5 – 7 мм) искра не появляется, то остается предположить, что неисправны либо катушка зажигания, либо конденсатор.
Необходимо отключить конденсатор, поднести центральный провод к массе на расстояние 1 – 3 мм и размыкать контакты.
Появление слабой искры в зазоре и сильное искрение между контактами прерывателя свидетельствуют о работе зажигания без конденсатора и указывают на исправность конденсатора. Если же после отключения конденсатора таких явлений не произойдет и искра по-прежнему будет отсутствовать, значит, неисправна вторичная обмотка катушки зажигания.
Неисправные конденсатор, катушку зажигания, крышку и ротор распределителя с трещинами необходимо заменить.
2. Искра зажигания слабая и нерегулярная. Причиной появления слабой искры являются те же неисправности, что и при полном отсутствии искры, только эти неисправности менее выражены. Нерегулярное появление искры является следствием непостоянного контакта в цепи или же периодического замыкания первичной цепи с массой помимо контактов прерывателя.
Водителю в пути часто приходится вести поиск неисправностей наугад. Особое значение приобретает выработанная определенная последовательность поиска. Лучшим методом в таком случае является метод исключения: проверяемый участок или прибор исключают из системы зажигания (если это возможно) и пытаются получить искру без него. Если искра получается хорошей, то неисправность – в отключенном участке.
Для быстрого нахождения места неисправности рекомендуется следующая последовательность поиска:
1) При слабой искре между проводами, идущими к свечам, и массой проверить искру между центральным проводом и массой. Если искра хорошая (5 – 7 мм), то вся система зажигания до распределителя исправна, но неисправность может быть в крышке распределителя, роторе или проводах высокого напряжения к свечам.
2) Если искра между центральным проводом и массой слабая, то неисправность – в оставшихся в схеме зажигания приборах: прерывателе, конденсаторе, катушке зажигания или в клеммах проводов низкого напряжения.
Прежде всего следует проверить состояние клемм в цепи тока низкого напряжения.
3) Проверить исправность цепи прерывателя, для чего отсоединить от изолированной клеммы прерывателя провод низкого напряжения, идущий от катушки, и провод конденсатора, соединить их между собой и к точке соединения присоединить еще проводник. Оголенным концом этого проводника «чиркать» по массе, что заменяет действие отключенного прерывателя. Если искра между центральным проводом и массой стала хорошей, значит, катушка зажигания и конденсатор исправны, неисправность – в прерывателе. Если же искра осталась слабой и нерегулярной, то неисправность надо искать в конденсаторе или катушке зажигания.
4) Наиболее удобным способом проверки конденсатора в пути является замена его исправным. Но исправный конденсатор не всегда может оказаться у водителя. Поэтому для проверки исправности конденсатора в пути можно использовать другой способ.
Не снимая конденсатор с места, отсоединить его провод от изолированной клеммы прерывателя. Провод низкого напряжения оставить соединенным с прерывателем. К проводу конденсатора поднести центральный провод с малым зазором 1,5 – 2 мм. Включить зажигание и, вращая коленчатый вал стартером, зарядить конденсатор. После зарядки провод конденсатора сблизить с его же корпусом. При исправном конденсаторе между его корпусом и проводом должна проскочить щелкающая искра. Если конденсатор не заряжается, то он неисправен.
После проверки конденсатора остается непроверенной лишь катушка зажигания. Если тщательная проверка элементов системы зажигания показала, что они исправны, то можно предполагать, что неисправна катушка. Неисправную катушку исправить нельзя. Ее необходимо заменить.