Организация контроля за техническим состоянием подвижного состава.
Эксплуатационные качества машин не остаются постоянными. В процессе их использования уменьшается эффективная мощность двигателя, увеличивается расход топлива и смазочных материалов, увеличиваются потери на трение в механизмах, зазоры в соединениях, ослабляется крепеж, стареют резинотехнические изделия и прочее. В результате этого снижается надежность, ухудшаются динамические качества машин, их экономичность, безотказность, повышается количество технологических отклонений и неисправностей, по причинам которых увеличивается степень риска совершения дорожно-транспортных происшествий.
Своевременное и качественное обслуживание является основой эксплуатации и поддержания надежности работы машин и должно обеспечивать:
постоянную техническую готовность машин;
безопасность дорожного движения;
исключение причин, вызывающих преждевременный износ, неисправности узлов и механизмов;
минимальный расход топлива, смазочных и др. эксплуатационных материалов.
Техническое обслуживание предупреждает и отдаляет появление многих неисправностей, уменьшает потребность в ремонте, обеспечивает безопасность движения.
Оно включает: заправку машин топливом и смазочными материалами, охлаждающей, тормозной, амортизаторной и другими эксплуатационными жидкостями, уборку, чистку, мойку и смазку машин, проверку укомплектованности, крепления и состояния агрегатов, механизмов и приборов машин и их регулировку.
В Советском Союзе принята планово-предупредительная система обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта. Сущность этой системы состоит в том, что обслуживание автомобилей проводят в обязательном порядке по заранее составленному плану-графику и поэтому оно является плановым.