Структура внешней торговли: экспорт и импорт
Структура внешней торговли включает экспортные и импортные операции.
Под экспортом понимается вид предпринимательской внешнеторговой деятельности, связанной с получением компанией-резидентом валютной выручки в результате реализации и вывоза своей продукции иностранному партнеру-нерезиденту за пределы страны.
Схема экспортной операции включает:
– подписание контракта на поставку товаров;
– поставку товаров.
Основными этапами, характеризующими экспортную операцию, являются:
– заключение контракта с иностранными контрагентами;
– пересечение товарами границы страны-экспортера;
– получение платежей экспортером в иностранной валюте.
Экспорт может быть двух видов: нерезидентный (когда предприятие время от времени экспортирует излишки, предлагая товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы) и активный (с целью расширения экспорта на конкретном рынке).
Кроме того, экспорт может быть прямой и косвенный. Прямой экспорт осуществляется через экспортный отдел предприятия, находящийся в собственной стране, через сбытовое отделение (филиал) за рубежом, через зарубежных дистрибьютеров или агентов.
Косвенный экспорт осуществляется путем привлечения независимых посредников-экспортеров. Благодаря этому предприятие не несет расходов по созданию собственной сбытовой сети за рубежом и уменьшает риски, связанные с реализацией товаров.
Под импортом понимается вид предпринимательской деятельности резидентов, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг и технологий для последующей реализации на внутреннем рынке.
Импортные операции также бывают двух видов: прямые и косвенные. При прямом импорте компании-резиденты покупают товары непосредственно у зарубежного изготовителя или у посредника по экспорту за границей. Импортная сделка осуществляется между резидентом (отечественным импортером) и нерезидентом (экспортером) за границей.
При косвенном импорте предприятия (резиденты) покупают товар у компании-посредника, специализирующейся на импортных сделках, которая, в свою очередь, получает товар от зарубежного производителя или компании-экспортера.