Узкоколейная железная дорога

Узкоколейная железная дорога (узкоколейка) — железная дорога с шириной колеи менее стандартной; подвижной состав таких дорог несовместим по ряду параметров с дорогами нормальной колеи (то есть технические проблемы не исчерпываются перестановкой тележек). Обычно узкоколейками принято называть железные дороги с шириной колеи 600—1200 мм; дороги с меньшей шириной колеи называются микроколейками, а также декавильками, что не всегда правильно. Декавилевская колея — это путь с шириной 500 мм.
Узкоколейные железные дороги были дешевле в постройке и эксплуатации, чем железные дороги со стандартной шириной колеи. Меньшие размеры локомотивов и вагонов позволяли строить более лёгкие мосты; при прокладке тоннелей для узкоколеек требовалось извлекать меньший объём грунта. Кроме того, на узкоколейках допускались более крутые кривые, чем на обыкновенных железных дорогах, что обусловило их популярность в горных районах.
Недостатками узкоколейных железных дорог являются: меньший габарит и вес перевозимых грузов, меньшая устойчивость и меньшая максимально допустимая скорость. Однако самым важным недостатком узкоколеек было то, что они как правило (по крайней мере в Европе) не образовывали единой сети. Часто такие дороги строились предприятиями для одной определённой цели (например, для перевозки торфа). Естественно, что ни о какой единой сети узкоколеек не могло идти и речи.
Кроме промышленных узкоколеек существовали и подвозные, соединявшие обыкновенные железные дороги с теми районами, где строить железные дороги стандартной колеи было невыгодно. Такие узкоколейки впоследствии были «перешиты» на стандартную колею, либо исчезли, не выдержав конкуренции с автотранспортом, так как все их преимущества перекрывались большим недостатком: перегрузка грузов с узкоколейки на железную дорогу стандартной колеи была долгим и трудоёмким процессом.
Ширина вагонов узкой колеи сопоставима с шириной автобуса, поэтому субъективная оценка «просторности» салона — «как в автобусе». Первоначально пассажирские диваны имели либо оббивку либо облицовку, соответственно вагоны назывались «мягкий» и «жёсткий». На кузовах некоторых старых вагонов можно увидеть таблички с такими надписями. Сейчас жёсткие сидения практически не применяются.
Вагоны для перевозки пассажиров имеют компоновку сидячих мест «2+1», полки и крюки для размещения багажа, под сидушками диванов оборудованы рундуки. Имеется санузел, система отопления и помещение для проводника. Между диванами могут быть откидные столики.
Вагоны для прогулочных и туристических поездок имеют компоновку сидячих мест «2+2», проход между сидениями остаётся узкий, не рассчитанный на перемещение крупного багажа. Багажные полки отсутствуют, но могут присутствовать крюки для размещения головных уборов, зонтов и другого лёгкого багажа. Имеется санузел, система отопления может отсутствовать, кондуктор занимает пассажирское место в салоне.
Вагоны для детских железных дорог предназначены для кратковременных поездок на небольшие расстояния. Компоновка сидений «2+2», какие-либо приспособления для размещения багажа отсутствуют. Отсутствует санузел и помещения для проводника, система отопления может отсутствовать.
Вагоны для развозки рабочих чаще всего представляют собой списанные вагоны с других железных дорог, переоборудуются предприятиями под свои нужды, поэтому могут иметь любую планировку. Характерная компоновка сидений — «1+1», площадь широкого прохода между сидениями используется для размещения крупного инвентаря.
Габариты пассажирских вагонов микроколейных железных дорог сравнимы с габаритами микроавтобуса. Поэтому для максимальной экономии места проход между сидениями полностью отсутствует, а посадка осуществляется как в автомобиль, то есть через многочисленные боковые двери. Таким образом переход из одного вагона в другой возможен только на остановках. Для длительных поездок в состав может быть добавлен специальный вагон, содержащий помещение для проводника, багажное отделение и санузел.

Cхожі записи

Без категорії

admin

Architect PhD Oleg Prokopenko, Kyiv in Ukraine, +38 063 6087812

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *