Архитектура эпохи национал-социализма

Архитектура эпохи национал-социализма (нем. Architektur im Nationalsozialismus) — одно из самых масштабных проявлений тоталитарной архитектуры, наряду со сталинской архитектурой. Этим термином охватываются основные архитектурные стили, методы строительства и городского планирования, применявшиеся в Третьем рейхе, где в 1933-45 гг. господствовала идеология национал-социализма. Определённое влияние архитектура эпохи национал-социализма оказала и на строительные проекты в послевоенной Германии.
Вожди национал-социалистической Германии, а также работавшие под их руководством архитекторы и планировщики пытались создать особый, национал-социалистический стиль архитектуры, опираясь на неоклассицизм и национальные германские традиции. В то же время для использования в узких рамках рассматривались также и достижения современных течений в архитектуре. Особое значение имела необходимость считаться с личными взглядами А.Гитлера на зодчество. Категорически отвергалась архитектура модернизма, в том числе и немецкий стиль Баухаус. Представители Баухауса подвергались преследованиям, сам же стиль был заклеймён в нацистской прессе как «культурно-большевистский», «бездушный» и «ненемецкий».
С развитием в Германии периода 1933—1935 годов «патриотического» движения Тингшпиль с созданием и оформлением мест проведения Тинг-торжеств отдельные элементы псевдо-древнегерманского стиля (в орнаменте и пр.) проникают и в официальную, в том числе и в СС-архитектуру (при строительстве СС-oрденсбургов). При планировании и разбивке парковых территорий в Германии 30-х годов как правило учитывались вопросы, связанные с сохранением природного ландшафта и охраной животного/растительного мира. Ведущим представителем в этой области являлся парковый архитектор Элвин Зайферт.
Ведущий представитель школы «Архитектура защиты Отечества» (Heimatschutzarchitektur), одной из разновидностей модернистской архитектуры, Пауль Шульце-Наумбург, начиная с 1935 года подвергается критике со стороны Гитлера. Ведущим архитектором Третьего Рейха был признан Альберт Шпеер, последователь неоклассической традиции, в то же время не отвергавший и отдельных модернистских влияний. Как в городском строительстве, так и в технологическо-производственной архитектуре национал-социалистами ценились в первую очередь рациональность и функциональность постройки как первый и главный признак технического прогресса в архитектуре. В то же время в Германии 30-х — 1-й пол. 40-х годов ХХ века не предъявлялось жёстких требований и не осуществлялось диктата «как обязательно надо строить». Государственные органы, распределявшие заказы на проектирование и строительство, просто не замечали специалистов, отходивших от требований, предъявлявшихся генеральной линией. В то же время для сооружения частных зданий и выполнения некоторых индустриальных проектов допускались и архитекторы, строившие в стиле международного модерна. Распределение архитектурных стилей по областям строительства в основном выглядело так:
Национал-социалистский классицизм для государственных и партийных сооружений, залов по проведению агитационно-пропагандистских мероприятий;
Архитектура защиты Отечества для строительства в городских пригородах, поселениях и в СС-Орденсбургах;
Умеренный модерн для жилых и административных зданий;
Функционализм для сооружения казарм, военного строительства, стадионов и других спортивных сооружений;
Новая вещественность для промышленного строительства, технологических сооружений.
Архитектор комплекса партийных съездов НСДАП в Нюрнберге Альберт Шпеер сформулировал «Теорию ценности развалин». Суть её сводилась к тому, что развалины монументов прошлого должны пробуждать героическое вдохновение. Для убедительности он сделал макет трибуны Цеппелинфельда, которая пробыла в заброшенности несколько поколений и поросла плющом. Данный макет он предъявил Гитлеру и изложил свою теорию. Гитлер счел соображения Шпеера логичными и приказал в дальнейшем осуществлять важнейшие стройки государства с учётом «Закона развалин».

Cхожі записи

Без категорії

admin

Architect PhD Oleg Prokopenko, Kyiv in Ukraine, +38 063 6087812

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *