Тябло — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.

Тябло — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.
Концы тябла вставляются в специальные углубления в кладке стен. Иконы устанавливались впритык одна к другой, позднее между горизонтальными тяблами стали устанавливать вертикальные столбики, разделяющие иконы. Каждое горизонтально установленное тябло несёт один ряд икон, и соответственно, в зависимости от количества рядов иконостас назывался двутябловым, трёхтябловым и т. д.
Над царскими вратами тябло может переходить в широкую доску («коруну»), обычно с написанным на ней Деисусом.
На верхней и / или нижней поверхности тябла находятся пазы для установки икон. Средняя глубина пазов для икон в тяблах равняется 2 см или несколько больше. В иконостасах небольших русских храмов XV—XVII веков высота тябловых брусьев равнялась примерно 15-16 см.
Тябла часто расписывались (обычно растительным или геометрическим орнаментом) или украшались резьбой.
История
Исторически тябло вероятно происходит от архитрава алтарной преграды византийского храма. На Руси тяблом также называли доску над святыми вратами в отсутствие других рядов иконостаса. В таких случаях на тябле мог быть изображён Деисус или Тайная вечеря.
Тябловые иконостасы имели широкое распространение в XV—XVII веках, но с приходом эпохи барокко оказываются стремительно вытеснены резными («флемскими») каркасными иконостасами. Это в свою очередь сопровождается изменением конструкции храма: тябловый иконостас предполагал открытую алтарную арку, каркасный иконостас, являясь гигантской рамой для икон, становится глухой стеной с небольшими проёмами для входа в алтарь.
Возрождение интереса к тябловому иконостасу наблюдалось в начале XX века. Так, известно несколько тябловых иконостасов, написанных Д. С. Стеллецким:
иконостас церкви Николая Чудотворца в поместье родителей иконописца вблизи Беловежской Пущи (сейчас принадлежит собранию Семёновых-Тян-Шанских, в церкви Петра и Павла в коммуне Шатне-Малабри под Парижем (1916 г., 1939—1940 гг.);
иконостас церкви Сергия Радонежского Сергиевского подворья в Париже (ноябрь 1925 г. — 1927 г.);
иконостас церкви Знамения Божьей Матери в Париже (1928 г.).
В 1980-е годы в нижней церкви храма святых отцов семи Вселенских соборов Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Зинон (Теодор) создаёт трёхъярусный иконостас, стилизованный под тябловый, с акцентом на иконописные образы, после чего во многих храмах в конце 1980-х — начале 1990-х годов появляются подобные «тябловые» иконостасы, украшенные лёгкой росписью или скромной резьбой.

Без категорії

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code