Гавит, жаматун — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание.
Гавиты служили дополнительным помещением для молящихся, усыпальницей, местом собраний, иногда в них совершались церковные службы. В IX—XI вв. гавиты имели форму сводчатого зала; в XII—XIII вв. многие гавиты воспроизводили композицию (в частности, перекрытие) народного жилища — глхатуна. Наиболее распространены гавиты в виде 4-столпного зала с арочно-сводчатым перекрытием (в Санаине, 1185; Амазаспа в Ахпате, 1257); встречаются и 6-столпные 3-нефные гавиты (в Санаине, 1211), реже — бесстолпные зальные гавиты с покрытием на перекрещивающихся арках (в Ахпате, 1209; Хоракерте, 1252). Иногда гавиты были уникальны сводами с мозаичными выкладками), можно обнаружить в армянских соборах 1224 года.
с 1196 по 1206 гг. в Цахкадзоре был сооружен гавит монастыря. Гавит прилегает с запада к главной церкви. Он прямоуголен (14,85х16,5 м) и относился к самому распространенному – центричному, с четырьмя колоннами. В центре перекрытия расположен восьмигранный купол с \”ердыком\” (световым отверстием).
Церковь св. Арутюн (1220 г.), здесь представлен самый интересный прилегающий к западному фасаду однонефный сводчатый гавит, общий объем и отдельные детали которого дополняют композицию церкви, образуя вместе с ней единый архитектурный организм. Заслуживает внимания вход гавита: он представляет двуарочный проем с разделяющим арки столбом круглого сечения из монолитного камня.
Строительство средневекового армянского собора Гандзасар было начато хаченским князем Гасан-Джалал Дола в 1216 году и окончено в 1238 году. Освящение Гандзасара проходило в 1240 году. Согласно свидетельству армянского историка Киракоса Гандзакеци, гавит собора построила жена Асана Джалалом Мамкан, постройка церкви была осуществлена приблизительно до 1261 года.
Гавит Гандзасара особенно близок по композиции гавитам национальных памятников Ахпата и Мшкаванка. Вход из гавита в храм обрамлен порталом с полукруглой аркой (считается индивидуально мусульманским элементом), наличник которой украшен мелкой плетенкой, а тимпан арки заполнен наборными звездами с фигурными (в виде ромбов) промежутками. Такие наборные звезды – также очень характерное явление в армянском монументальном искусстве XII – XIII вв. Пониженность колонн усиливает ощущение высоты перекрещивающихся арок гавита. Прямоугольный наружный массив гавита завершен высокой четырехскатной кровлей, покрытой каменной черепицей, и увенчан в центре восьмигранной легкой ажурной ротондой.
Гавит Гандзасарского монастыря – одно из прекрасных архитектурных творения, отразивших в себе все творческие достижения армянских зодчих XIII века.
В конце XIV в. с запада к храму Сурб Хач был пристроен гавит. Залы, как и гавит имеют трехчастную, арочно-сводчатую конструкцию с двумя колоннами в центре интерьера.
Одни из знаменитых гавитов Армении были: Хоракерте (1251 г.), в Ахпате (начало XIII в.), Мшкаванке (первая половина XIII в.) и Аратесе (1265 г.).