Гидрофор – совокупность технических устройств, таких как:
– пневмоцистерна;
– электронасос;
– запорная арматура (клапаны невозвратно-запорные);
– реле давления;
– указатель давления (манометр);
– трубопроводная обвязка.
Гидрофор используется в системе санитарно-бытового и питьевого водоснабжения судна и служит для автоматического поддержания необходимого давления воды в этой системе. Представляет закрытый резервуар, в который насосом подается вода, сжимающая в нем воздух. При давлении воздуха около 0,4 МПа насос отключается и вода поступает в систему из гидрофора за счет сжатого воздуха. При падении давления в гидрофоре до, примерно, 0,15 МПа, насос включается, и цикл повторяется. В отличие от гидроаккумуляторов (гидробаков), используемых в береговых системах водоснабжения, в гидрофоре отсутствует резиновая мембрана, разделяющая среды.На современных судах устанавливаются обычно три типа гидрофоров:
1. Гидрофор мытьевой пресной воды – используется для водоснабжения судовых помещений водой, предназначенной для технических и бытовых нужд.
2. Гидрофор забортной воды – используется для подачи забортной воды в основном на смыв гальюнов.
3. Гидрофор питьевой воды – используется для подачи чистой питьевой воды на камбуз, в помещение буфета и т.п.
Для контроля уровня воды в гидрофоре служит термозакалённое боросиликатное водоуказательное стекло, иногда называемое стеклом Клингера. При максимальном рабочем давлении воздуха в гидрофоре уровень воды должен составлять 3/4 водоуказательного стекла.
Для компенсации утечек воздуха к гидрофору через невозвратный клапан подводится сжатый воздух от воздушной системы хозяйственного назначения.
Для удаления осадка, накапливающегося при длительной эксплуатации гидрофора служит клапан продувания, расположенный в самой нижней точке пневмоцистерны.
Ревизия внутренней полости пневмоцистерны производится через смотровые лючки.