Латышский национальный романтизм — архитектурное направление стиля модерн, получившее чрезвычайно широкое распространение в довоенной Риге преимущественно в период с 1905 по 1911 год.
Развивался на основе эстетических концепций традиционного европейского модерна, стал своеобразной национально обусловленной реакцией на декоративное ответвление «нового стиля», а также на другое «национальное» ответвление под условным названием финский национальный романтизм, который зародился в скандинавских странах на рубеже столетий, где и приобрёл высокую популярность. Латышский романтизм в городской архитектуре многоэтажных каменных домов со съёмными апартаментами также сыграл роль специфического индикатора общего финансового процветания зарождавшейся латышской буржуазии — можно утверждать, что этот стиль, развившийся всецело на национальной этнографической почве, обслуживал коммерческие интересы латышских домовладельцев и предпринимателей, являясь устойчивым выразителем их стабильного экономического положения, упрочившегося как раз к 1905 году. По сути же латышский национальный романтизм можно причислить к вариантным национальным интерпретациям рационального модерна, который пришёл на смену раннему декоративному направлению.
Фактически о латышском архитектурном романтизме можно говорить как об аутентичной попытке создания канонов национального зодчества, обусловленной условиями эпохи своеобразного «золотого века» (в масштабах Европы и мира этот период получил название Прекрасная эпоха) в развитии рижской промышленности, экономики, латышской национальной культуры. Также эти факторы оказали влияние на беспрецедентный демографический рост, развитие научного и образовательного потенциала города, а также определило налаживание путей сообщения и контактов с другими крупными европейскими городами. К отправной точке развития стиля (1905 год) Рига превратилась в значимый индустриальный форпост.
В 1901 году процент рижских домовладельцев-латышей составил 44,7 от общего числа владельцев недвижимости в городе. На уровень культурного самосознания латышей повлияла активная общественная и архитектурная деятельность Яниса-Фридриха Бауманиса, первого архитектора-латыша, получившего высшее образование в Императорской Академии художеств. Всего архитекторам-латышам в период господства стилевых принципов национального романтизма удалось спроектировать и построить более 40% от общего числа капитальных жилых домов в Риге.
Латышское национальное ответвление северного модерна отличает устремлённость к синтезу основных архитектонических принципов и художественных приёмов традиционного «вненационального» модерна. Тем не менее стоит отметить оригинальность строительного канона, который характеризует здания, построенные в стиле модерн — фасады «национальных» домов отличаются от фасадов зданий, спроектированных в более «ортодоксальной» концепции. Так, постройки в национальном романтизме прекрасно вписываются в ландшафт центра Риги; также при строительстве используется широкий диапазон материалов, которые органично сочетаются между собой: дерево, кирпич, камень, керамика, что придаёт строениям колоритный этнографический оттенок. Также для данного стилевого направления характерно регулярное применение открытых металлических консолей (выступов в стене, поддерживающих элементы фасадов, такие как балки и карнизы), перемычек и перекладин, каменных выпирающих частей главного фасада (эркеров и ризалитов), которые часто бывают обрамлены и даже изящно «обыграны» (в соответствии с утилитарно-функциональным подходом, принятым в идеологии модерна) с помощью этнографического орнамента.
В то же время национальное направление модерна отличают признаки, относящиеся к строительному канону деревянного национального сельского зодчества. Многие приёмы направлены на провоцирование ассоциаций с типизированными образцами латышского народного искусства. В частности, на это могут указывать такие структурные черты, как подчёркнутая крутизна крыш зданий, демонстративно скошенные верхние или боковые части оконных проёмов, интенсивное использование стилизованных орнаментов и чётких этнографических рельефных изображений (не абстрактных зоо- или антропоморфных, как в раннем декоративном ар-нуво, перенасыщенном символами и эмблемами, а нарочито простых и исчерпывающих в своей простоте — девушка в национальной одежде, латышский крестьянин с инструментами для пахоты, пчела, борть, пышные колосья ржи или пшеницы, папоротник, танцы у костра в языческий праздник Лиго и т. д.), а также обыгрывание традиционных мотивов деревянных опор и других конструктивных элементов, свойственных крестьянским, рыбацким избам и ремесленным мастерским разных регионов Латвии. Одним из наиболее часто встречающихся орнаментов, который фактически определяет принадлежность здания к данному стилю — искусно имитированный фахверк; из растительных орнаментов достаточно часто встречаются сосновые и еловые ветви, дубовые и липовые венки; из образцов зоологического орнамента — белки (например, на доме по адресу улица Альберта, 12, который считается ортодоксальным примером латышского национального романтизма в Риге), клёсты и пчёлы.