Стиль Людовика XV — стиль французского рококо, который в большей степени относится к декоративно-прикладному искусству и, в меньшей степени, к архитектуре.
Стиль Людовика XV развивался исключительно во второй четверти XVIII века (примерно с 1730 по 1760 годы). Он уже начинает угадываться в Стиле Регентства и, после своего завершения, продолжает просматриваться в следующие эпохи, но уже, в основном, в провинциях. Этот стиль приходится на годы правления Людовика XV (1723—1774), при этом он только частично совпадает с длинным периодом его правления (1715—1774). Его можно охарактеризовать высочайшей степенью мастерства при изготовлении предметов и комбинированием искусства изготовления мебели, живописи и скульптуры. Явившись весьма оригинальным для своей эпохи, вторая волна этого стиля узнается в мебели, произведенной в конце XIX века.
В течение следующего периода, который называется Переходный стиль, плавные волны стиля Людовика XV постепенно начали уступать свое место величавой жесткости Стиля Людовика XVI.
Стиль Людовика XV пришел на смену Стилю Регентства, в котором наблюдались первые попытки постепенного отказа от влияния французского классицизма и итальянского барокко.
Эстетика стиля
Главные признаки
Кресло эпохи Людовика XV, Кресло Королевы, обито гобеленом Мануфактуры Бове с рисунком на тему басен Лафонтена.
Благодаря совершенствованию техники сборки и прочным породам дерева появилась возможность отказаться от поперечных рёбер, облегчить каркасы и осмелиться применить изогнутые ножки.
Стиль Людовика XV можно назвать женственным:
он отличается особенной легкостью; в отличие от Стиля Людовика XIV, где обстановка должна излучать властность и внушать почтение, обстановка Людовика XV прелестна, элегантна, легка и больше намекает на расслабление и придворные пустяки, а не на формальную торжественность.
эти предметы обстановки заказывались чаще всего женщинами или для женщин, поскольку они действительно занимали важное место при Дворе и их мнение имело большое значение в вопросах выбора декора.
Этот стиль отличается стремлением к интимности и удобству. Комнаты становятся меньшими в размерах и более теплыми, потолки становятся ниже, деревянные панели облицовки расписываются в более теплые и мягкие оттенки (розовый, кремовый, пастельные тона).
В эпоху этого стиля появились:
Мы видим как появляются выгнутые ножки (известные как «ножка Людовика XV»), которые являются эволюцией ножек в виде лап животных, но сейчас за модель уже берутся лапы лани или льва.
Впервые со времен Средневекового стиля мы видим возвращение асимметрии. Небольшие комоды часто становятся асимметричными, но при этом всегда сбалансированы; взгляд на эти предметы вызывает полет фантазии, вместо желания задавать вопросы.
Внимание больше уделено декору, чем практичности формы, к примеру в случае комода, бронзовые украшения переходят с одного ящика на другой чтобы скрыть стык между ними.
Мебель создается с расчетом что она будет стоять в любом месте комнаты, а не только по периферии, как это наблюдаем в Версальском дворце. Поэтому обратная сторона спинок изготавливается более тщательно.
Обод сидения становится более изогнутым и при этом, впервые, приподнятым.
Появляются спинки в форме скрипки и спинки-кабриоль (выгнутые в плоскости), предназначенные для стульев размещаемых посредине комнат, а стулья, размещаемые вдоль стен, всегда имели спинку королевы (прямую в плоскости), независимо от того, были они выполнены в форме скрипки или нет.
Орнаментация и украшение
Наступила эпоха орнаментистов — новая профессия, предшествующая появлению декораторов и дизайнеров: их интересует проект внутреннего убранства целиком, начиная с облицовки стен панелями, штукатурки под мрамор, картин, и заканчивая мебелью и люстрами.
Мебель стиля Людовика XV часто украшена бронзовыми мотивами в стиле рококо.
От деревянной мозаики или маркетри вначале отказывались, отдавая предпочтение завиткам, где преобладает красота среза древесины (амарант, змеиное дерево, розовое дерево и скрипичное дерево…); но начиная с 1745 года мода на деревянную мозаику возвращается и мы видим изображение букетов цветов и / или музыкальных инструментов (для обстановки двора), очень красочные и тщательно изготовленные.
Бронзовые элементы, как правило, являются искусной чеканкой с ртутной позолотой и сочетаются с узором панелей деревянного декора (ручки, полосы окантовки и прочая фурнитура), позволяя теперь отображать любых представителей водного мира (раковины, элементы листвы, аканты, камыш), тогда как ракушки, появившиеся в эпоху Регентства вырезаются полукругом и смолятся…
Стулья обиваются цветистым шелком и все чаще полностью покрываются позолотой.
Мебель все чаще покрывается защитным лаком, который доставляется с Дальнего Востока. Стремление имитировать такие лаки вызвало появление европейских лаков.