Платереско — архитектурный стиль, занимающий господствующее положение в испанской культуре XVI века. Иногда происхождение этого термина связывают с понятием «плоский» (сравн. плато — плоскогорье), но, видимо, более правильно объяснить его испанским platero, — ювелирный, от исп. plata, серебро. Здесь подразумевается тонкое, подобное ювелирному, украшение зданий. Стиль прошел в своем развитии две стадии. Является испанским вариантом Ренессанса.
Ранняя стадия — конец XV века. Иначе — исабелино, в честь королевы Изабеллы (Исабель), супруги короля Фердинанда. Не следует путать с исабелино XIX века, по имени Изабеллы II. В этот период сильны готические традиции, присутствуют мавританские, но в целом это был сплав разных стилей. В этот период на Пиренеях уживались ещё политические и религиозные антагонизмы между двумя народами с их культурным взаимодействием. Далее в Испании начали влиять классические формы искусства Италии. В XV—XVI вв. в Испании строились в основном небольшие церкви, усыпальницы королей, к старым грандиозным готическим соборам пристраивались великолепные капеллы. Первые признаки нового стиля появляются в интерьере церкви Сан-Хуан-де-лос-Рейес (1476) в Толедо. Архитектор Хуан де Гуас вводит в интерьере в перекрытии свода мавританский мотив — восьмиконечную звезду, хотя внешне собор строг и традиционен по-готически.
Церковь Сан-Пабло и капелла Сан-Грегорио в Вальядолиде (кон. XV в.) имеют плоские стены, украшенные мелкой ажурной резьбой, портал имеет готические формы, внутри двора — аркада с мавританскими мотивами орнамента. Ещё один образец — дворец герцога Инфантадо в Гвадалахаре (1480—1493), автор — Хуан де Гуас.
Зрелая стадия платереско — XVI век. Главные черты — изменения в области фасадной композиции. Фасады насыщаются классическими архитектурными и скульптурными формами, барельефами, бюстами, статуями античных богов. Крупнейшие памятники: университет в Саламанке (1515—1533), Дом с ракушками (1493—1517), университет в Алькала-де-Энарес (1540—1559), Севильская ратуша (1527). Архитекторы — Родриго Хиль де Онтаньон, Диего де Риольо. В отличие от сводного живописного декора раннего платереско в этих образцах выражена ясная логическая система вертикальных и горизонтальных членений композиции с обозначенным центром в каждом ярусе. Сдержанность и уравновешенность сочетается с богатством и разнообразием форм. В провинции этот стиль имел отпечаток местных традиций, но в целом он является одним из самых ярких примеров испанской культуры. Традиции платереско выражены также и в скульптуре.