Реликварий — вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение. Почитание реликвий наиболее развито в христианстве, но также проявляется в индуизме, некоторых формах буддизма (см. Ступа) и других культах.
Реликвариями называются иногда наперсные кресты, заключающие в себе частицы мощей.
Распространение в католицизме
В римско-католической церкви ковчег для хранения мощей святого вошёл в употребление очень рано. Такие ковчеги имели весьма различную форму, изготовлялись из дорогих материалов и орнаментировались с большой роскошью. В X—XII веках им давался чаще всего вид украшенного эмалью и слоновой костью продолговатого домика с двускатной кровлей, нередко с нишами в боковых стенках, заключавшими в себе фигуры апостолов или других святых, и с изваяниями Христа и Богоматери на фронтонных сторонах.
В позднероманскую эпоху распространился обычай делать реликварии в виде церкви, имеющей иногда, кроме главного продольного нефа, два побочных, боковых, и поперечный, с выступающими из стен пилястрами, высокой крышей и башенками, с узорчатыми сквозными решётками по гребню и краям крыши, с бронзовыми фигурами или с золотыми и серебряными рельефами в стенных арках и нишах. Особенно роскошные реликварии этой эпохи встречаются преимущественно в прирейнских местах:
громадный реликварий трёх царей в Кёльнском соборе (самый большой в Западной Европе),
Ковчег-реликварий с мощами Карла Великого в Ахенском соборе, сделанный по указу Фридриха Барбароссы после причисления императора к лику святых Римско-католической Церкви в 1165 году.
ковчеги «четырех великих святынь» и Карла Великого в Ахенском соборе,
рака святой Урсулы в кёльнской церкви этой святой,
рака Святого Гериберта в Дойцском аббатстве,
рака Святой Анны в Зигбурге,
рака Святого Зюитберта в Кайзерверте,
рака свв. Епифания и Годегарда в Хильдесхаймском соборе,
рака св. Елевферия в Турне и другие.
Форма храмика продолжала употребляться для реликвария и в период господства готики, причём, исполненные в этом стиле, они получали ещё более обильную и богатую орнаментацию. Как на замечательнейшие готические реликварии можно указать на раки Святой Елизаветы в Марбургском соборе (около 1300 года) и Святого Патрокла, хранящуюся ныне в берлинском художественно-промышленном музее (1313 год).
Наряду с храмообразными реликвариями изготовлялись также мощехранительницы в виде цилиндрических сосудов, поддерживаемых колонками или фигурными ножками, башенок, увенчанных куполом или остроконечной крышей, переносных алтарей, нарядных ларцов и т. п. Если же они назначались не для целых мощей святого, а их частей, то им придавался вид бюстов, рук, пальцев, ног и пр., сообразно тому, что должно было заключаться в них.
Кроме того, существуют реликварии в виде золотых и серебряных статуэток, с пустотой внутри, крестов, триптихов и диптихов, украшенных живописью, эмалями и драгоценными камнями — например, так называемый дорожный алтарный складень Эльбингского великого командора Тило фон Ларха (1388 г, в берлинском музее).