Пирс — гидротехническое сооружение, выступающее в акваторию водоёма (реки, озера, моря, океана и т. д.) и имеющее весьма разнообразное предназначение.
Различаются:
пирсы для швартовки судов с одной или двух сторон в портах, (где также осуществляется их загрузка/разгрузка);
плавучие пирсы;
прогулочные пирсы с различными рекреационными целями (купание, приём воздушных и солнечных ванн, загар, пробежка, упражнения, прыжки в воду, рыбалка, фотосессии, приём пищи в кафе и т. д.).
Пристань — собирательный термин: специально оборудованное место причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях. Предназначается для посадки-высадки пассажиров и перегрузочных операций в период навигации. Принципиально не отличается от причала, но характерна для применения в речном флоте.
Может быть постоянной, в виде набережной или мола, или же плавучей — на барже, дебаркадере или понтоне, соединёнными с берегом трапом, который может опираться на дополнительные понтоны.
Мол — гидротехническое оградительное сооружение для защиты акватории порта от волнения, примыкающее одним концом к берегу. Волнолом, в отличие от мола, не примыкает к берегу.
Одновременно мол может служить для размещения причалов и перегрузочных устройств.
В портах, расположенных на открытом берегу, сооружают два сходящихся или параллельных мола с воротами между ними (парные молы). Если порт расположен в бухте, берега которой частично защищают акваторию от ветра и волн, обычно ограничиваются одним молом. Конструкция и тип мола в основном определяются гидрологическим режимом и геологическими условиями района расположения порта.
Различают молы:
откосного типа, сооружаемые наброской из камня или бетонных массивов;
вертикального типа в виде стенок, возводимых из каменной кладки, бетонных или железобетонных массивов;
комбинированного типа (сочетание первых двух типов).
Головная (выдвинутая в море) часть мола делается на 1—1,5 м выше остальной, и на ней устанавливают сигнальный огонь или маяк.