Сад камней — культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336—1573).
Обычно сад камней представляет собой ровную площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой. Но главным элементом являются, на первый взгляд, хаотично расположенные на ней группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся, на самом деле расположение и композиция камней в группах подчиняются определенным правилам, исходящим из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три, в соответствии с буддийской триадой. На поверхности сада с помощью граблей делаются бороздки, идущие вдоль длинной стороны сада и образующие кольцевые окружности вокруг камней. Традиционно считается, что поверхность сада символизирует океан, а камни — острова, но посетитель сада может представить на его месте что-то своё. Сад камней продолжает архитектуру дома и зависит от его интерьера. Функционально сады камней предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, подчеркивает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы, как умение видеть прелесть обыденного и изящество простоты.
Также, одной из основных особенностей сада камней является то, что в какой бы точке ни стоял наблюдатель, его взор упадёт на равное число камней.
Эстетические свойства необработанного камня больше всего применяются в архитектуре сада камней. Но и в других разновидностях японского сада камни являются основным элементом. Также камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка.
Бонсэки, изготовленный на плоском поддоне с песком, гравием и мелкими камнями. Это форма японского сада камней (Карэсансуи). Искусство бонсэки пришло в Японию из Китая в XIV веке.
Чтобы придать объём своим работам, мастера используют натуральные камни и другие предметы. По размеру песок и камни подразделяются на 9 групп. Все инструменты (перья птиц, льняные венчики, специальные ситечки и лопатки) и песок хранят в специальных ящиках с отделениями — тансу.
Поднос выбирают в зависимости от задуманного пейзажа. Они бывают прямоугольные, овальные или в форме веера. С помощью самого крупного песка изображают, например, берег реки, а с помощью самого мелкого — водный поток или облака.
Бонсэки — временная композиция, которую создают к свадьбе, Новому году или церемонии. В современной Японии искусством бонсэки занимаются около 10 тыс. человек.