Садово-парковая скульптура — разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков

Садово-парковая скульптура — разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. Имеет давнюю и устойчивую традицию в искусстве Западной Европы.
Жизнь в древнегреческих городах-полисах не была легкой. Необходимость выживания во враждебной среде обусловила подозрительность, доносы, разочарование в действиях власти и войск, если те не давали быстрых побед. Частные сады сначала в полисах были очень редкими, ибо частное лицо, индивидуум, еще не мог отделиться от коллектива, от общества полиса-города. Известные сады в Афинах, Лицее и Академии сформировались на этапе кризиса полисной жизни.
Именно поиски выхода из кризиса стимулировали древнегреческую философию.
Именно сады Академии выбрали для встреч и обучения философы, а название «академия» распространилась по миру.
Именно от греков идет традиция украшать сад скульптурами.
Эпохой эллинизма стали называть века после завоевания Александром Македонским государств Малой и Передней Азии и Северного Египта и распространения древнегреческой культуры на Восток.
Наиболее мощные очаги эллинизма возникли в Северном Египте и в Передней Азии. Именно здесь возникли свои школы скульптуры, ставшие достоянием культуры всего региона. Если мастера города Александрия считались с культурой Древнего Египта и сделали компромиссные формы, то скульпторы Пергама опирались больше на греческие традиции и развили их дальше. В скульптуру пришло движение, а лица персонажей запечатлели большую гамму человеческих чувств – величие на лице Богов, страдания Лаокоона и его сыновей, полет и восторг этим полет на всей фигуре богини Победы – Ники Самофракийской. Скульптура эллинизма потеряла равнодушно-успокаивающий характер и обратилась к переживаниям и чувств частного лица, рожденный индивидууму.
Распространение в эпоху эллинизма получила и садово-парковая скульптура, имевшая более спокойный, развлекательный, декоративный характер (Старый рыбак, Амур на гусе, Отдых Сатира, терракотовые танагрские статуэтки).
Частные сады Древнего Рима невозможно представить без ручьев и садово-парковой скульптуры. Воинственный Рим постоянно грабил захваченные страны. Наиболее ограбленным были Греция и греческие города-колонии в Средиземноморье. В Рим десятилетиями вывозили мраморные и бронзовые скульптуры, вазы, капители колонн, сами колонны, рельефы и даже каменные глыбы старых и разрушенных храмов, дворцов, сооружений.
В Риме быстро возникла практика копирования древнегреческих скульптур, потому что награбленных образцов не хватало на всех желающих. Благодаря этому (из-за чрезвычайной распространенности копий) уничтоженные оригиналы греческих скульпторов дошли до нашего времени в древнеримских копиях. Их и сейчас изучают, зарисовывают и копируют студенты художественных академий разных стран.
Сад барокко (регулярные сады) почти невозможно представить без садово-парковых скульптур. Еще в начале возникновения подобных садов их насыщали архитектурой и статуями. Декоративный характер имели и вазы, и скульптуры. Почти все скульпторы барокко отдали дань садово-парковой скульптуре – Куазевокс, Жирардон, Пюже Матьяш Бернард Браун, Ян Брокоф.
Лоренцо Бернини начинал карьеру садовым мастером. Пройдет время, и его скульптурами будут украшать только дворцы. А одна из скульптур мастерской Бернини даже пересечет границы Италии и украсит Летний сад в Петербурге (Амур и Психея, мастерская Бернини).
Поскольку сразу сады барокко начали служить вельможам, изменился и их характер. Теперь сады служат репрезентативным целям, становятся частью дворцового быта, впитывают этикет, моды, создают среду для праздников. Постепенно скульптура подчиняется особым программам. Так, в парке Версаля прямо или завуалировано прославлялось лицо короля Людовика XIV (конный Курций, фонтан со скульптурами «Аполлон на колеснице»).
Войне со Швецией были посвящены скульптуры для Летнего сада царя Петра Первого. Отсюда скульптуры Беллоны – римской богини войны, скульптура «Слава воинов», аллегорическая группа «Ништадтский мир» 1722 г. итальянца Пьетро Баратта.
Когда победа над армией Швеции стала предопределена, барочные скульптуры Летнего сада служили просвещению, привлечению царского окружения к ценностям прогрессивной западноевропейской образования и культуры (скульптуры «Мир», «Справедливость», «Архитектура», «Морская навигация»).
Сады классицизма имели пейзажный характер. Поэтому насыщенность скульптурой была маленькой, а ее характер значительно отличался от программ барочных скульптур. Возродили моду на древнегреческих и римских богов, муз, персонажей мифов, амуров в комбинации с колоннами, обелисками, балюстрадами.
Круг тем садовой скульптуры в 19 веке расширился. Если в начале века доминировал классицизм, постепенно переродившийся в сухой и чахлый академизм, то с середины века возникают позднеклассические темы. Барочный сначала Летний сад в Петербурге превратили в почти пейзажный, а сад украсил памятник баснописцу Крылову, одинаково далекий и от барочных статуй, и скульптур классицизма.
Воздействие академизма ощущаются и в скульптуре Луи-Эрнста Барье (Louis-Ernst Barrias) «Клятва подростка Спартака», который установили в саду Тюильри в Париже. Но подобную тему невозможно представить в садах барокко. Старинные сады Парижа наполняются новыми памятниками — писателю Бальзаку, некоторым ученым.

Cхожі записи

Без категорії

admin

Architect PhD Oleg Prokopenko, Kyiv in Ukraine, +38 063 6087812

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *