Требования к крупнообломочным грунтам
23. Выполнение основных требований, предъявляемых к крупнообломочным грунтам как материалам для сооружения насыпей автомобильных дорог, должно обеспечить создание в них однородной плотной (монолитной) структуры, устойчивой к воздействию атмосферных агентов в условиях эксплуатации.
24. Условиями формирования оптимальной структуры крупнообломочных грунтов, способствующими повышению устойчивости возводимых насыпей в изменяющемся влажностном режиме, являются: гранулометрический состав, обеспечивающий получение плотной грунтовой смеси; возможно большее количество контактов между скелетными частицами; оптимальная (или близкая к ней) влажность мелкозема в процессе уплотнения; надлежащая степень уплотнения грунта при возведении насыпей.
25. Плотность и устойчивость исследуемого грунта повышаются при содержании мелкозема в количестве, достаточном для заполнения пространств между более крупными обломками. Оптимальным является состав крупнообломочного грунта с содержанием 65 – 70 % обломочной составляющей.
26. Условием создания плотной и однородной структуры крупнообломочного грунта является равномерное распределение обломочной составляющей во всем объеме материала. Максимальный размер фракции не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя. Это предотвращает образование крупных пустот в теле насыпи и создает условия для образования необходимых контактов между скелетными частицами.
27. Устойчивость насыпей, сооружаемых из крупнообломочных грунтов с каркасной структурой, содержащих менее 30 % суглинка, достигается путем эффективного уплотнения грунтов при влажности глинистого мелкозема, равной 1,3 оптимальной (Wопт). Грунты, уплотненные при влажности мелкозема ниже этих значений (твердая консистенция), склонны к проявлению просадочных деформаций.
28. Крупнообломочные грунты, содержащие более 30 % суглинка, следует уплотнять при влажности мелкозема не выше Wопт. В противном случае они не поддаются эффективному уплотнению.
29. Наиболее неблагоприятными, с точки зрения обеспечения длительной устойчивости насыпей автомобильных дорог (в условиях возможного увлажнения атмосферными водами), являются крупнообломочные грунты, содержащие обломки легковыветривающихся размягчаемых скальных пород (например, аргиллитов).
30. При устройстве насыпей из аргиллитовых крупнообломочных грунтов предпочтение следует отдавать грунтам, содержащим 30 – 40 % (по массе) мелких фракций (размером мельче 2 мм).
Образование достаточного количества мелкозема достигается уплотнением предварительно увлажненного и размягченного аргиллитового грунта.
31. Степень увлажнения следует считать достаточной, если мелкозернистая фракция аргиллитового крупнообломочного грунта находится в тугопластичной консистенции. Ориентировочно влажность мелкозема в аргиллитовых грунтах до уплотнения должна составлять от 18 до 20 %. Укладка в насыпь переувлажненнего аргиллитового грунта не допускается.