Направляющие и фиксирующие приспособления
5.1. При вертолетном монтаже наращиванием необходимо применять направляющие и фиксирующие приспособления – \”ловители\”.
5.2. Направляющие приспособления должны ограничивать перемещения и обеспечивать точное наведение монтируемой конструкции во время непосредственной установки ее на стык.
Фиксирующие приспособления должны обеспечивать устойчивость установленного блока (до его проектного закрепления) или демонтируемого блока (в период от раскрытия постоянных стыков до его демонтажа).
5.3. Следует предусматривать, как правило, съемные \”ловители\”, выполняющие одновременно функции направляющего и фиксирующего приспособления.
Конструктивные решения по \”ловителям\” могут привести к изменению стыков на стадии чертежей КМ.
5.4. \”Ловители\” следует окрашивать светлой краской для обеспечения визуального наблюдения из вертолета и смазывать техническим вазелином, что уменьшает заклинивание и зацепы монтируемого блока.
5.5. Направляющие и фиксирующие приспособления должны быть рассчитаны, а сооружение и монтируемая конструкция – проверены на следующие дополнительные нагрузки:
а) динамическое воздействие при опускании блока на стык со скоростью до 0,5 м/с;
б) динамическое воздействие от колебаний блока на внешней подвеске с максимальной амплитудой ±1,5 м;
в) максимальный ветровой напор при скорости ветра до 25 м/с, создаваемый винтами вертолета и действующий в период подхода и ухода вертолета из зоны монтажа, а также фактический ветер на высоте монтажного горизонта.
5.6. Перемещения вертолета (горизонтальные и вертикальные) в период монтажного цикла наращиванием следует осуществлять ступенчато, по 0,3 – 0,5 м, на минимально возможных скоростях, с целью избежать высоких динамических нагрузок на смонтированную часть сооружения и монтажную оснастку.
5.7. Для изготовления \”ловителей\” оптимальным является трубчатый профиль, так как он равнопрочен в обеих плоскостях и имеет наименьшую поверхность соприкосновения с монтируемой конструкцией.
5.8. Конструкция \”ловителя\” зависит от формы, массы, ветровой поверхности монтажного блока и включает наклонную и вертикальную части.
Наклонную часть \”ловителя\” выполняют, как правило, под углом скольжения 30 – 40°. Вертикальная часть \”ловителя\” обеспечивает временную устойчивость смонтированного блока и крепление \”ловителя\” к ранее смонтированной конструкции. Катет наклона (развал) \”ловителя\” должен превышать размеры амплитуды колебаний груза.
5.9. Для монтажа конструкций, не требующих ориентации в плане, целесообразно применять внутренние \”ловители\” (рис. 10). Следует учитывать, что при больших размерах сечения блока и необходимости сохранить требуемый угол скольжения замкнутый \”ловитель\” становится громоздким, затрудняется его демонтаж.
5.10. Для монтажа решетчатых мачтово-башенных сооружений целесообразно применять внутренние канатные \”ловители\”, обладающие демпфирующими свойствами и малой металлоемкостью (рис. 11). Канатный \”ловитель\” следует использовать также для строповки монтажного блока. Натяжение канатов следует производить путем удлинения центральной стойки с помощью вмонтированного домкрата.
5.11. При несимметричном в плане монтажном блоке и невозможности его ориентирования с помощью людей (например, при монтаже антенно-фидерных стволов телебашен) целесообразно применять наружные консольные \”ловители\”. При этом грубую наводку блока должен осуществлять вертолет, оборудованный системой ориентации груза в полете. Точную установку блока выполняют с помощью \”ловителей\” (рис. 12).
5.12. Монтаж консольных бликов выполняют с применением консольных \”ловителей\” (рис. 13). Строповку следует производить под углом, который обеспечивает введение верхней опорной части блока в \”ловитель\”, при этом нижняя опорная часть блока должна совпасть с соответствующими узлами на ранее смонтированной конструкции. Таким образом \”ловитель\” воспринимает опрокидывающий момент от массы смонтированного блока до его проектного закрепления.