ГОРНЫЕ РАБОТЫ
4.1. Каждый притрассовый карьер должен иметь:
утвержденный проект разработки, включающий раздел рекультивации нарушенных земель;
установленную маркшейдерскую и геологическую документацию;
план развития горных работ, утвержденный вышестоящей организацией.
4.2. Карьер по добыче горных пород в объеме менее 50 тыс.м3 в год без применения взрывчатых работ может вместо проекта иметь утвержденный вышестоящей хозяйственной организацией план горных работ, предусматривающий порядок и способ разработки полезного ископаемого.
4.3. Разработку породных отвалов шахт, карьеров, гидроотвалов, золоотвалов ТЭЦ и обогатительных фабрик, а также шлаков металлургических предприятий следует производить по специальному проекту.
4.4. Основные параметры вскрытия и разработки месторождений дорожно-строительных материалов, высоту рабочих уступов, ширину рабочих площадок, транспортных и предохранительных берм, параметры буровзрывных работ, расход взрывчатых материалов (ВМ) и вместимость складов для них следует принимать в соответствии с \”Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом\”, \”Нормами технологического проектирования предприятий нерудных строительных материалов\” (ОНТП 18-85) (М., 1985), \”Элементами горных работ на карьерах промышленности нерудных строительных материалов (типовой проект 409-023-43), \”Едиными правилами безопасности при взрывных работах\”.
4.4.1. Разработка грунта в боковых резервах и разработка выемок с целью возведения насыпей автомобильных дорог может производиться прицепными грейдерами, автогрейдерами, грейдер-элеваторами, бульдозерами, скреперами, одноковшовыми погрузчиками или экскаваторами. Типы землеройного оборудования выбираются на основании технико-экономического расчета с учетом имеющегося в наличии оборудования, объемов работ, свойств разрабатываемого грунта, высоты насыпей, дальности транспортирования грунта, категории автомобильной дороги и т.д.
Работы по сооружению земляного полотна, как правило, должны выполнять специализированные механизированные колонны, а также специализированные подразделения дорожно-строительных организаций (прорабские участки, отряды, бригады). При скоростном строительстве автомобильных дорог земляные работы следует выполнять механизированными колоннами. Уровень механизации работ должен быть не менее 85%. Разработку карьеров с целью добычи материалов для земляного полотна автомобильных дорог следует производить в соответствии с требованиями, изложенными в настоящем разделе, и с учетом требований \”Руководства по сооружению земляного полотна автомобильных дорог\” (М.: Транспорт, 1982).
В целях оптимизации разработки карьеров с целью добычи материалов для земляного полотна для каждого способа выполнения работ (экскаваторный, скреперный и т.д.) должны быть разработаны специальные технологические карты, включающие следующие разделы: область применения, указания по ведению технологического процесса, указания по организации труда, график выполнения производственного процесса, калькуляцию затрат труда на ведение производственного процесса, основные технико-экономические показатели, материально-технические ресурсы, карту операционного контроля качества работ.